Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его
(
Read more... )
Reply
2. Шифферс - и я вслед за ним - имеем в виду не столько гениев-одиночек, сколько гениальность как совокупную характеристику общества, в которую вклад - разный - вносят многие.
Reply
2. Примеры массовой гениальности редки. Если считать таковым итальянский ренессанс, то надо признать, что и там обилие гениев не принесло решения социальных и экономический проблем и даже не помогло объединению страны, если не считать попытку, предпринятую Борджиа. (Италия объединилась как раз тогда, когда культура пришла в упадок). Пример советской культуры, можно считать более успешным на какой-то стадии, но и здесь мы имеем в результате распространение диссиденства, экономический коллапс и утечку мозгов. Следует отметить аналогию между Борджиа и Сталиным: по мысли А. Ф. Лосева личностный титанизм порождает культ личности, не только на эстетическом, но и на политическом уровне. Вероятно, только при таком условии, т.е. будучи ведомым сверхличностью, общество гениев может существовать и развиваться.
Reply
Reply
Reply
А анонимность тут вообще дело десятое. В Средневековье вообще не стремились к личной известности, подлинному гению, не испорченному индивидуализмом, она не нужна.
Что касается азиатских империй, я плохо знаю их внутреннее устройство, но, кажется, их пороком была не анонимность, а насилие.
Reply
Reply
От общеупотребительного понимания гениальности, конечно, далеко, но почему нужно его держаться?
Про азиатские культуры мало, как уже сказал, могу судить. Но Вы, как и другой мой собеседник, уважаемая miya_mu, близкая, кстати, Вам любовью к возрожденческому неоплатонизму, социологизируете тему, привнося в нее этим мотивы насилия и унижения, тогда как речь у Шифферса и у меня о добровольном обращении к помощи высшего. Огромная разница!
Reply
Я ненавижу всех святых -
Они заботятся мучительно
О жалких помыслах своих,
Себя спасают исключительно.
Reply
Г-н Бальмонт, уж простите, во многих стихах своих - милый дурачок. Вот уж к кому точно не хотел бы в послушание!
А что касается того, что поклонение авторитету может превращаться (и даже часто превращается в холопство), то во человецех все может во все превращаться, это ничего не доказывает.
И потом... сильно подозреваю, что за холопским поклонением вовсе не стоит почитание высшего, скорее страх бича или искательство выгоды. Совсем другая мотивация, а ведь в ней вся суть!
Впрочем, и названный Вами порок - душевная и умственная трусость и бегство от ответственности - случаются среди бесчисленных пороков людских.
Но что это вздумали в грязи копаться, мой юный друг? Мы же о гениях и ихнем служении речи ведем. Зачем же нам пачкать эту тему дерьмом и соплями человеческих слабостей?
Reply
Я про то и говорю, что есть две противоположные мотивации служения: устремленность к высшему идеалу и искание собственного удобства, свободы от ответственности. И я говорю, что устремленность к высшему идеалу не терпит никаких непререкаемых авторитетов.
По поводу грязи, я против стерильности, во-первых, по Ахматовой "когда б вы знали из какого сора", и более того, гениальность может и в копрофагии начинаться - этой теме посвящена книга "Дневник одного гения" С. Дали.
Reply
А вот насчет "не терпит никаких непререкаемых авторитетов", тут опять лишние слова, затемняющие смысл. Что значит непререкаемых? Если есть нужда в помощи и научении и видишь того, кто причастился высшему, тебе пока что недоступному (а умение различать высшее есть аристократическое, а не плебейское свойство), склони выю, сядь у ног и учись. Качание прав в такой ситуации - в лучшем случае инфантилизм, свойство пубертатного периода, в те года терпимое, может, даже и полезное, но подлежащее изживанию.
Reply
Reply
Думаю, что и подлинное искусство, поэзия, музыка - а в некотором пределе совершенства и искусство сапожника и пирожника - тоже персональны и неотделимы от личности.
В средневековье каждое ремесленное изделие было даром от личности к личности.
Иное - порождение торгашеской эпохи, капитализма, эпохи отчуждения.
Не в "Ренессанс" ли это началось с его титанизмом?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment