Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
"Не называйте учителями никого кроме Единого". Вполне образцовый пример тех мест Писания, на буквальном смысле которых ломались и великие души, такие как Толстой. "Не убий", "не противься злому" значит не ходи на войну, даже справедливо-оборонительную, и не защищай близких от насилия. "Не клянись" значит "не присягай". "Не суди" значит долой суды и не вздумай назвать подлость подлостью и т.п.
А ведь это все рассчитано то, что человек задумается.
Не буду про се такого рода примеры, только о цитированном Вами. Если Вы вчитаетесь в контекст этой фразы, то, думаю, согласитесь, что речь идет не о простом акте учения и поучения - иначе все рушится в этом мире: и школы с учителями и учениками, и семьи с отцами и детьми, которые до поры слушаются отцов, и государства... чего вовсе не добивался Иисус. Речь о том, ОТ СЕБЯ ли человек учит или ДЕЛИТСЯ полученным от того, кто выше его.
Насчет Вашего опыта не берусь судить, возможно, не тех учителей нашли и тот род послушания, который Вам был нужен. А может, и тот, но Вы его не выдержали - не знаю, повторяю, не мне судить. Мы принцип обсуждаем.
Я тоже могу на свой опыт сослаться. Я все думал, что когда-нибудь напишу воспоминания, сейчас уж не надеюсь, не хочу время от более насущного отрывать. Так вот, когда примеривался, то придумал и название: "Мои учителя". Там были бы мои благодарные воспоминания о тех, у кого я учился, начиная с покойного отца. Там и многие - по существу, все, но в разной мере - мои друзья. Кто-то умер уже, из учеников кого-то я уже при его жизни вырос, у кого-то даже посмертно в учениках и послушниках себя числю. Но в моем понимании - это никак не холопство и не безоглядное повиновение, это прежде всего внимание к тому, что я надеюсь узнать, почувствовать, уяснить с помощью того или иного учителя...
Reply
Говоря о трактовании евангельских текстов, хочу заметить, что заповеди вроде "не убий" или "не судите" исторически всегда имели ограничения на государственно-законодательном уровне, тогда как для заповедей вроде "не укради" или "не прелюбы сотвори" подобных исключений никогда не делалось, поскольку их соблюдение носит сугубо личный характер. Послушничество - тоже личное дело каждого, если не выходит за рамки исполнения государственного закона. Я не против единой образовательной программы и стандартов как таковых, но не считаю прогрессивным культивирование всеобщего послушания, по означенным выше причинам. Оно, может быть, уместно при работе с безнадежными дебилами, но ни к чем там, где возможно культивирование эстетического восприятия, любви к прекрасному, жажды знаний, стремления к самосовершенствованию и созиданию общего блага. Эти высокие идеи должны быть доступны каждому непосредственно, и ни к чему отождествлять их с личностью каких-то конкретных учителей, которые неизбежно будут эти идеи дискредитировать своими личностными несовершенствами.
Reply
А вторая часть - ну так Вы придумали себе страшилку и боретесь с нею. Что значит "культивирование всеобщего послушания"? Кто это предлагает и что имеет в виду?
Для меня несомненно ценной является способность различения ступеней иерархии, чем тоньше, тем лучше. Во всех сферах - эстетической (градации разных измерений прекрасного), нравственной (благородство, милосердие, искренность...). Как принцип - конечно, я желал бы, чтобы все люди имели эти способности в высочайшей мыслимой мере. Сам я всегда рад "примоститься у ног" того, кто лучше меня различает и умеет реализовать в жизни прекрасное или как-то иначе благое - и учиться, учиться, учиться - как завещал В.И.Ленин :)
Можно ли этому учить в рамках всеобуча - большая проблема. Я чаю, что в какой-то мере можно, но как, не повреждая свободы и достоинства... ?
А Вы сам принцип хотите оспорить. Не соглашусь!
Reply
Кстати, комментарием выше Вы уточнили: "Речь о том, ОТ СЕБЯ ли человек учит или ДЕЛИТСЯ полученным от того, кто выше его." Даже в выражении "рад примоститься у ног" мне видится не безвольное послушничество а вполне самостоятельное осознанное искание авторитетного источника, откуда можно что-то почерпнуть, если его опыт покажется ценным. Не совсем понимаю, что мешает довести эту мысль до конца и согласиться с принципами ренессансного титанизма, раскрывающими богочеловеческие достоинства самостоятельной личности. Вы как будто за сохранение отупляющей функции образовательной системы ради общественной стабильности. Да и я допускаю необходимость твердого управления дикими народными массами, но только идеалом просвещения это не назвать.
Reply
Дело, конечно, не в "необходимости твердого управления дикими народными массами".
Для меня различие с ренессансным титанизмом состоит не в икономии, а в акривии. Не в тактике, а в стратегии. Возрожденческий титан, будь то Леонардо, Джордано Бруно или Лоренцо Медичи, пренебрег иерархией, он себя поставил высшей инстанцией - что мало того, что грешно, но просто глупо.
Я могу ошибаться по незнанию относительно самосознания этих людей, но противостою тому, что Вы им приписываете.
Гений должен быть прозрачен для сияния святости. Эта формула Е.Шифферса безупречна.
Reply
1) Стратегия развития. Допускаю, что ошибкой ренессанса, была поспешность с претензией на высшую инстанцию, тогда как культура была еще очень далека от нее. Думаю, истинное смирение заключается не в том, чтобы не претендовать на высшую инстанцию, а в том чтобы быть честным относительно своего истинного положения. Тогда, осознавая этот разрыв, можно выстраивать иерархию ступеней, по которым его можно преодолеть. Вопрос в том, имеем ли мы право на это, то есть, должны ли мы стремиться к богочеловеческому достоинству самостоятельно или должны смириться со статусом раба и ждать пока Творец Сам преобразит нас. Это и есть стратегия - пассивная или активная?
2) Возможность единения гения и святого. Пока у нас получается, что эти два являются антиподами, если понимать гения традиционно. Вы как бы предлагаете ввести новое определение гения, которое будет согласовано со святостью, воспользовавшись видимостью отсутствия гениев в прежнем смысле на сегодняшний день. Но это новое определение вовсе не примиряет давние противоречия, а создает новый вид "гения", как бы более удобный. Опасность такой подмены понятий мне видится в том, что придется что-то делать с гениями в прежнем смысле если таковые еще появятся и заявят о себе. Откуда такая уверенность, что они навсегда ушли в прошлое?
Reply
2. А что такое гении "в прежнем смысле"? Была просто путаница: в одну категорию помещали и подлинных, по служению, гениев и высокоталантливых людей безотносительно к служению. Причем иногда талантливых только в саморекламе как этот, который мошонку к мостовой прибивал.
Reply
2) К категории гениев в том смысле, о котором говорю я, можно отнести только отдельных наиболее выдающихся мастеров ренессанса, барокко, романтизма и немного 20 века, к самым последним по времени можно отнести Блока, Пастернака, Эйзенштейна, Шостаковича, но никак не художников-акционистов и прочих сомнительных кривляк. Это вполне общеупотребительное определение, я бы сказал.
В традиционном смысле, это именно ренессансный титанизм, способность создавать собственный мир в виде безусловных шедевров.
Reply
2. Не стану сейчас обсуждать персоны, но отмечаю, что Вы из множества людей, которых относят к гениям по признаку высокоталантливости, совершили отбор. По какому критерию?
И что такое для Вас "безусловный шедевр"? Можете объяснить не апеллируя к субъективному предпочтению?
Reply
2. Согласен, здесь много субъективного и недоказуемого. И все же человеческая культура за пару веков пришла к какому-то консенсусу, кого считать наиболее выдающимися из старых мастеров. Достаточно элементарного эстетического развития, чтобы различать и видеть, чем, например, Леонардо лучше своего учителя Вероккьо, или почему лучшее произведение Шекспира это "Гамлет", а не "Клеопатра". Если Вы спрашиваете, можно ли выработать какой-то универсальный критерий, создать оценочную шкалу - это долгий разговор, но если кратко, я бы сказал, да, можно. Критерием будет степень идеализации и одухотворения предметного мира, донесения прекрасного из мира идей посредством визуальных, поэтических, музыкальных образов, а инструментом измерения - сравнительный анализ с использованием известных эстетических категорий, таких как пластика, ритм, композиция, динамика и прочее.
Reply
2. Я готов, допустим, согласиться, что для каких-то различений "достаточно элементарного эстетического развития". Но в нашем обсуждении важны, я считаю, не персональные решения, а именно критерии, основания. Ваши мне представляются расплывчатыми и не очищенными от субъективизма: такая оценка, как "степень идеализации и одухотворения предметного мира, донесения прекрасного из мира идей посредством визуальных, поэтических, музыкальных образов", сама требует и прояснения, и обоснования.
Reply
2. Мы уже довольно далеко отклонились от изначального предмета (о единстве гения и святости). Я так понимаю, Вы хотите распредметить само понятие "гений". Здесь может начаться долгий разговор о единых критериях и путях преодолении субъективизма. Для меня это, конечно, интересный разговор, но быть может, мы продвинемся больше с другого ракурса: предлагаю согласиться, что большинство наиболее известных деятелей культуры подпадают под определение "человекобожия", будь то титаны ренессанса, декаденты или коммунисты. Тогда наша задача понять, тождественны ли понятия "гений" и "человекобожество" в изначальном смысле. Собственно, в чем, по-Вашему, отличие?
Reply
большинство наиболее известных деятелей культуры подпадают под определение "человекобожия", будь то титаны ренессанса, декаденты или коммунисты.
--------
Вот здесь "нерв" различия. Если Вы добавите в этот список недавно скончавшегося в тюрьме убийцу Чарльза Мэнсона, библейского Каина и Кириллова из "Бесов", то станет ясно, что способности + дерзание - вот, что для Вас гений.
Я же, вслед за Шифферсом, предлагаю не формальное, а содержательное понятие. Наши подходы перпендикулярны друг другу. А на множестве персон они вырезают частично разное, частично совпадающее.
Reply
Leave a comment