"Гениальность - это путь"

Nov 16, 2017 17:07

Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его ( Read more... )

гениальность, Шифферс

Leave a comment

miya_mu November 16 2017, 14:38:41 UTC
В педагогике одаренность определяется не как способности, память etc., (они должны присутсвовать, но как инструментальные качества, которые теоретически всегда можно развить), но как vocacion. Точного перевода на русский не существует, нечто среднее между призванием и одержимостью ( ... )

Reply

gignomai November 16 2017, 15:02:54 UTC
Нет, дорогая Ольга, очень со многим не согласен - с Вами или со "всем миром", в котором что-то "спокон веку" принято :)).
Когда приосвободитесь и будете готовы обсуждать, выскажусь определеннее.

Reply

miya_mu November 16 2017, 15:25:33 UTC
Вряд ли освобожусь до конца года, нашествие гостей и одновременно много работы. Если захотите высказаться сейчас, я бы с удовольствием послушала, ну и отвечу в доступном мне режиме.

Reply

gignomai November 16 2017, 15:38:58 UTC
Ну, на самом-то деле, Вы, по-моему, резко сместили предмет, пропустив без внимания центральную мысль Е.Л.Шифферса, которую я положил в основание всего последующего: гений - это не качество, не свойство, не способность, НЕ ОДАРЕННОСТЬ, а СЛУЖЕНИЕ, "должность", путь.
Отсюда - суждения об отношениях между гением и святым (гений в послушании у святого) и о значении гениальности для народа и его культуры. И - о взращивании гениальности как цели образования. (Про утопию и, тем более, почему-то неэтичность - это мне совсем непонятно).
Все остальное - природная одаренность, отбор и проч. вещи вторичные. Если Вы не об этом, то мы - о разном. И тогда придется специально решать вопрос о соотнесении того, о чем говорите Вы, с тем, о чем говорю я.

Reply

miya_mu November 17 2017, 22:48:05 UTC
нет-нет, я возражаю именно уравниванию гениальности и служения.
Служение есть термин, широко используемый в применении к христианству (в пределе - идее) и вассальной верности, (в пределе - народу и государству). Все другие его прочтения надо обговаривать отдельно, но коннотация прошлой эпохи неотъемлима, слово "служение" либо анахронично, либо весьма локально используется в субкультурах. Анахронизм я бы проиллюстрировала священным правом древнего эллина служить своему городу-государству, поскольку там сразу видны невыполнимые для нас условия; более того, относительно государства мы попадаем в ситуацию, обозначенными древними как "не служение, но рабство". Если же не касаться примеров, которые Вы не любите, а кореллировать с нашей эпохой, то это отдельное рассуждение, сейчас не будем.
Правда, остается недосказанным, кому предназначено служение, на кого направлено. Вы могли бы высказаться по этому вопросу?

Reply

gignomai November 18 2017, 07:51:28 UTC
Да, конечно, могу.
Для меня как христианина - Богу-Троице, Христу.
Но поскольку я все время думаю о необходимости параллельного выстраивания секулярной педагогики, для совместной жизни в светском пространстве, то я бы обобщил так: служение тому, что ценишь, почитаешь за высшее. Если же служения дифференцировать, делить на специальные служения, то там и государство (вовсе не обязательно рабство, могу развить), и семья, и дело.
Мне кажется, в этом вопросе, как и везде важно не только за что ты, но и против чего. Принцип служения противостоит принципу самовыражения. Тот же Шифферс называл это "пьедестализмом".

Reply

miya_mu November 18 2017, 18:31:29 UTC
Хорошо, я именно таки и поняла. И именно отсюда вижу две проблемы, обещающие социальную катастрофу при таком подходе к образованию ( ... )

Reply

gignomai November 18 2017, 20:56:56 UTC
:))
Я рад, что мы так откровенно размежевались. Полярное восприятие. Только с такой ситуации и можно начинать серьезный разговор, о способе ведения которого я должен подумать. Не хочется начинать его с квалификации Вашего видения как либертарианской пошлости, подобие которой первым бросается в глаза, надеюсь, Ваша позиция глубже.

Reply

miya_mu November 18 2017, 21:26:45 UTC
))
Ничего против того, чтобы назвать мои мысли либертианской пошлостью, не имею. Правда, я так и не поняла, что имеется в виду под либертианством, это очень специфический русский термин (у нас он значительно уже) и никто мне так его и не объяснил.
Думаю, что моя позиция целиком следует неоплатонизму, принципиально адогматической традиции в своей основе. Конечно, каждый из нас не сам по себе, а проводит идеи своей школы. Тут действительно надо думать и смотреть, какие точки пересечения существуют.

Reply

gignomai November 18 2017, 21:56:52 UTC
Не обижайтесь, я же оговорил, что похоже, а сходство может быть ложным. Попробую завтра изъясниться обстоятельней и четче, сей момент не в форме :)

Reply

надо думать и смотреть gignomai November 19 2017, 10:07:28 UTC
Святые слова ( ... )

Reply

Re: надо думать и смотреть miya_mu November 19 2017, 20:14:10 UTC
Анахронизм, разумеется, прямо относится к поступательному движению и отставанию по этому вектору. Однако "движение к лучшему" здесь будет подменой и избыточным добавлением по отношению ко всей совокупности исторического. Достаточно того, что можно констатировать изменение условий жизни, при которой всякий регресс был бы катастрофой (то есть не всяких условий, а таких принципиальных, как преодоление голода, болезней и нищеты ( ... )

Reply

Re: надо думать и смотреть gignomai November 19 2017, 20:41:00 UTC
1. Однако "движение к лучшему" здесь будет подменой и избыточным добавлением по отношению ко всей совокупности исторического. Достаточно того, что можно констатировать изменение условий жизни, при которой всякий регресс был бы катастрофой (то есть не всяких условий, а таких принципиальных, как преодоление голода, болезней и нищеты ( ... )

Reply

Re: надо думать и смотреть miya_mu November 20 2017, 23:16:39 UTC
Прошу прощения за задержку с ответом, совсем укатали крутые горки. Сейчас немного отдышусь и отвечу уже в новую тему.

Reply

Re: надо думать и смотреть gignomai November 21 2017, 06:57:42 UTC
Не торопитесь :)

Reply


Leave a comment

Up