Сегодня на семинаре с театром "Около Станиславского" ЮГ повторил формулу Шифферса: главная цель образования - взращивание национальной гениальностиСтал в этой связи вспоминать и обдумывать, что Ш. понимал под гениальностью. Вовсе не то, что понимают обычно - не высокую степень одаренности, талантливости. Гений - это не свойство человека, не его
(
Read more... )
Reply
Когда приосвободитесь и будете готовы обсуждать, выскажусь определеннее.
Reply
Reply
Отсюда - суждения об отношениях между гением и святым (гений в послушании у святого) и о значении гениальности для народа и его культуры. И - о взращивании гениальности как цели образования. (Про утопию и, тем более, почему-то неэтичность - это мне совсем непонятно).
Все остальное - природная одаренность, отбор и проч. вещи вторичные. Если Вы не об этом, то мы - о разном. И тогда придется специально решать вопрос о соотнесении того, о чем говорите Вы, с тем, о чем говорю я.
Reply
Служение есть термин, широко используемый в применении к христианству (в пределе - идее) и вассальной верности, (в пределе - народу и государству). Все другие его прочтения надо обговаривать отдельно, но коннотация прошлой эпохи неотъемлима, слово "служение" либо анахронично, либо весьма локально используется в субкультурах. Анахронизм я бы проиллюстрировала священным правом древнего эллина служить своему городу-государству, поскольку там сразу видны невыполнимые для нас условия; более того, относительно государства мы попадаем в ситуацию, обозначенными древними как "не служение, но рабство". Если же не касаться примеров, которые Вы не любите, а кореллировать с нашей эпохой, то это отдельное рассуждение, сейчас не будем.
Правда, остается недосказанным, кому предназначено служение, на кого направлено. Вы могли бы высказаться по этому вопросу?
Reply
Для меня как христианина - Богу-Троице, Христу.
Но поскольку я все время думаю о необходимости параллельного выстраивания секулярной педагогики, для совместной жизни в светском пространстве, то я бы обобщил так: служение тому, что ценишь, почитаешь за высшее. Если же служения дифференцировать, делить на специальные служения, то там и государство (вовсе не обязательно рабство, могу развить), и семья, и дело.
Мне кажется, в этом вопросе, как и везде важно не только за что ты, но и против чего. Принцип служения противостоит принципу самовыражения. Тот же Шифферс называл это "пьедестализмом".
Reply
Reply
Я рад, что мы так откровенно размежевались. Полярное восприятие. Только с такой ситуации и можно начинать серьезный разговор, о способе ведения которого я должен подумать. Не хочется начинать его с квалификации Вашего видения как либертарианской пошлости, подобие которой первым бросается в глаза, надеюсь, Ваша позиция глубже.
Reply
Ничего против того, чтобы назвать мои мысли либертианской пошлостью, не имею. Правда, я так и не поняла, что имеется в виду под либертианством, это очень специфический русский термин (у нас он значительно уже) и никто мне так его и не объяснил.
Думаю, что моя позиция целиком следует неоплатонизму, принципиально адогматической традиции в своей основе. Конечно, каждый из нас не сам по себе, а проводит идеи своей школы. Тут действительно надо думать и смотреть, какие точки пересечения существуют.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment