тем паче, что

Jun 10, 2017 11:14

Комментный хвост моего поста о лице-ипостаси - это почти целиком многоветвистое обсуждение всех мыслимых возможностей с  kiprian_sh.
Но вот в разговор включился alexandrg. И возник новый, крайне интересный для меня поворот темы - что понимать под свойством, под уникальностью и под неповторимостью.

Read more... )

свойство, ипостась, лицо

Leave a comment

alexandrg June 12 2017, 18:44:34 UTC
+++Поэтому для Вас идентичность вещей - всегда иллюзорна, обусловлена недостаточной мощностью нашего восприятия. Я же говорю о мыслимом ( ... )

Reply

alexandrg June 17 2017, 20:35:15 UTC
+++Вы для доказательства того, что могут быть два человека лично тождественные привлекаете параллельные миры, в которых такие два индивида ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ имеются. Разве это не логическая ошибка+++

Нет. Мой пример с параллельными мирами - это же не доказательство того, что одинаковые люди существуют. Он был мною приведен в ответ на Ваше предложение поставить мысленный эксперимент:
«Повторимость - это возможность создать или помыслить вещь с точно такими свойствами. Предлагаю мысленный эксперимент».
- и смысл этого примера в демонстрации того, что лицо (в Вашем понимании) вполне соответствует тому критерию повторимости, который Вы сами же сформулировали.

+++О Павле без лица спорить перестаю. Мы воспроизводим одни и те же утверждения. Надо бы выйти методологически в другую плоскость, но пока не придумал как.+++

ОК. Но под конец я все-таки хочу задать вопрос, от которого все равно никуда не деться: сколько, в Вашем понимании, лиц у Христа? Два или одно?

Reply

gignomai June 17 2017, 21:12:26 UTC
Я не еретик :) У Христа - одно лицо и две природы.
На мой взгляд, мое понимание лица вполне этому соответствует. А вот понимание преп. Иоанна, разделяемое Вами, мне трудно применить к Троице - всё известная байка вспоминается про трех русских старцев-простецов? "Трое Вас, трое нас, помилуйте нас".

Reply

alexandrg June 17 2017, 21:40:30 UTC
Это мы еще посмотрим))
Одно лицо - это, надо полагать, лицо Божественное? А человеческого лица у Него нет? Тогда получается, что Христос - неполноценный человек, ведь, как Вы сами сказали, «иметь лицо - это принадлежность человеческой природы».

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас». Быт. 3:22
«Из Нас» - это из кого именно, как думаете? И сколько их всего, этих «Нас»?)

Reply

gignomai June 17 2017, 21:48:15 UTC
Хотите вытянуть меня в обсуждение богословских вопросов, от чего я сознательно уклоняюсь? :)

Говоря, что лицо - принадлежность человеческой природы, я не утверждал, что ТОЛЬКО человеческой. Несомненно Лица есть у Триединого Бога, у ангелов. Я не готов отрицать, что их нет у животных, просто воздержусь за незнанием.

Про "один из Нас" в интересом и удовольствием послушаю Вас. Чего мне лезть со своими суждениями в предмет, о котором я думал мало...?

Reply

alexandrg June 19 2017, 22:04:01 UTC
Хочу лишь напомнить, что антропология пересекается с христологией (Христос ведь человек). И тот вопрос, который я задал, просто неизбежен.

В том-то и дело. Раз лицо - принадлежность природы, то во Христе должно быть и человеческое лицо (в соответствии с человеческой природой), и Божественное (в соответствии с Божественной). А если у Него только Божественное лицо, то получается, что Его человеческая природа неполноценна, т. к. лишена того, что ей положено иметь. Типологически это очень похоже на ересь Аполлинария - с той лишь разницей, что у Аполлинария во Христе отсутствовал человеческий ум, а здесь - человеческое лицо.

Традиционное толкование говорит, что «один из Нас» - это один из Троицы.

Reply

gignomai June 20 2017, 07:01:55 UTC
Спасибо. К христологической теме я предполагаю непременно вернуться.
Но пока скажу так. В моем понимании "лицо - принадлежность человеческой природы" означает, что человеку по природе надлежит иметь лицо, т.е. лично отличаться от других людей. То, что в случае Христа это лицо было Божественным, этому не противоречит.

Reply

alexandrg June 20 2017, 10:29:54 UTC
Звучит примерно так же, как:
«"Ум - принадлежность человеческой природы" означает, что человеку по природе надлежит иметь ум. То, что в случае Христа этот ум был Божественным, этому не противоречит».

Но дело в том, что человеку по природе надлежит иметь человеческий ум. Если же человеческого ума в человеке нет, значит его природа ущербна, значит он и не человек вовсе. То же самое и с лицом.

Reply

gignomai June 20 2017, 11:42:16 UTC
Но дело в том, что человеку по природе надлежит иметь человеческий ум. Если же человеческого ума в человеке нет, значит его природа ущербна, значит он и не человек вовсе.
---
Я понял, что вы так думаете. Но не согласен.
Христос - совершенный человек по своим человеческим качествам, никакой ущербности. Лицо - не качество, я это уже писал. Лицо - это лицо, то, что отличает одного человека от другого. Богочеловека от людей отличает Божественное лицо.

Reply

alexandrg June 20 2017, 13:25:04 UTC
Совершенно неважно, является ли человеческое лицо качеством. Если оно - непременная принадлежность человеческой природы, а во Христе его нет, значит человеческая природа во Христе неполна.

Reply

gignomai June 20 2017, 13:41:45 UTC
Еще раз. То, что Х - "непременная принадлежность" У, означает, что не бывает Х без У. Ничего больше. Лицо - непременная принадлежность человека, оно есть и у Богочеловека. В чем проблема?

Reply

alexandrg June 20 2017, 13:50:49 UTC
Проблема в том, что у человеческой природы должно быть человеческое же лицо, как у Божественной природы - Божественное.

Reply

gignomai June 20 2017, 14:02:14 UTC
Ну, Вы опять повторяете все то же самое, с чем я уже выразил свое несогласие. Зачем?

Reply

alexandrg June 20 2017, 14:13:01 UTC
Я, видимо, не понял, с чем именно Вы не согласны.

Вы полагаете, что между человеческим лицом и Божественным лицом нет принципиальной разницы? Или даже вообще - никакой разницы? Т. е. лицо само по себе не является ни Божественным, ни человеческим, но называется таковым, в зависимости от того, к какой природе принадлежит?

Reply

gignomai June 20 2017, 14:30:14 UTC
Да ничего этого я не говорю!
Я говорю все время одно и то же.
1. Человеку надо иметь лицо - по природе. Как и всякому человеку.
2. Христос лицо имеет. Тем самым, требование к Его человеческой природе не нарушено.
3. Это - Божественное Лицо. Еще раз: у Богочеловека (если угодно, у того человека, который в то же время есть Богочеловек) лицо - Божественное.
Я не говорю ни того, что "между человеческим лицом и Божественным лицом нет ... разницы", ни того, что "лицо само по себе не является ни Божественным, ни человеческим, но называется таковым, в зависимости от того, к какой природе принадлежит". В случае Христа оно принадлежит Богочеловеку и является Божественным.
Право, не могу понять, что Вам тут непонятно.

Reply

alexandrg June 20 2017, 15:18:04 UTC
Так я и не утверждают, что Вы это говорите. Я спрашиваю, не думаете ли Вы так. Если не думаете, то мне непонятно:
1) Как именно Вы мыслите связь между природой и лицом? Например, утверждение «человеку по природе надо иметь голову» подразумевает, что эта голова должны быть человеческой же, а не лошадиной и не крокодильей. А вот утверждение «человеку по природе надо иметь лицо», получается, ничего такого не подразумевает, и лицо вполне может быть нечеловеческим. Как так?
2) Если лицо является человеческим или Божественным не просто в силу того, какой природе оно принадлежит, а еще по какой-то причине (а потому разница между ними не сводится просто к разнице подлежащих природ), то по какой именно?

Reply


Leave a comment

Up