Комментный хвост моего
поста о лице-ипостаси - это почти целиком многоветвистое обсуждение всех мыслимых возможностей с
kiprian_sh.
Но вот в разговор включился
alexandrg. И возник
новый, крайне интересный для меня поворот темы - что понимать под свойством, под уникальностью и под неповторимостью.
(
Read more... )
Reply
Нет. Мой пример с параллельными мирами - это же не доказательство того, что одинаковые люди существуют. Он был мною приведен в ответ на Ваше предложение поставить мысленный эксперимент:
«Повторимость - это возможность создать или помыслить вещь с точно такими свойствами. Предлагаю мысленный эксперимент».
- и смысл этого примера в демонстрации того, что лицо (в Вашем понимании) вполне соответствует тому критерию повторимости, который Вы сами же сформулировали.
+++О Павле без лица спорить перестаю. Мы воспроизводим одни и те же утверждения. Надо бы выйти методологически в другую плоскость, но пока не придумал как.+++
ОК. Но под конец я все-таки хочу задать вопрос, от которого все равно никуда не деться: сколько, в Вашем понимании, лиц у Христа? Два или одно?
Reply
На мой взгляд, мое понимание лица вполне этому соответствует. А вот понимание преп. Иоанна, разделяемое Вами, мне трудно применить к Троице - всё известная байка вспоминается про трех русских старцев-простецов? "Трое Вас, трое нас, помилуйте нас".
Reply
Одно лицо - это, надо полагать, лицо Божественное? А человеческого лица у Него нет? Тогда получается, что Христос - неполноценный человек, ведь, как Вы сами сказали, «иметь лицо - это принадлежность человеческой природы».
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас». Быт. 3:22
«Из Нас» - это из кого именно, как думаете? И сколько их всего, этих «Нас»?)
Reply
Говоря, что лицо - принадлежность человеческой природы, я не утверждал, что ТОЛЬКО человеческой. Несомненно Лица есть у Триединого Бога, у ангелов. Я не готов отрицать, что их нет у животных, просто воздержусь за незнанием.
Про "один из Нас" в интересом и удовольствием послушаю Вас. Чего мне лезть со своими суждениями в предмет, о котором я думал мало...?
Reply
В том-то и дело. Раз лицо - принадлежность природы, то во Христе должно быть и человеческое лицо (в соответствии с человеческой природой), и Божественное (в соответствии с Божественной). А если у Него только Божественное лицо, то получается, что Его человеческая природа неполноценна, т. к. лишена того, что ей положено иметь. Типологически это очень похоже на ересь Аполлинария - с той лишь разницей, что у Аполлинария во Христе отсутствовал человеческий ум, а здесь - человеческое лицо.
Традиционное толкование говорит, что «один из Нас» - это один из Троицы.
Reply
Но пока скажу так. В моем понимании "лицо - принадлежность человеческой природы" означает, что человеку по природе надлежит иметь лицо, т.е. лично отличаться от других людей. То, что в случае Христа это лицо было Божественным, этому не противоречит.
Reply
«"Ум - принадлежность человеческой природы" означает, что человеку по природе надлежит иметь ум. То, что в случае Христа этот ум был Божественным, этому не противоречит».
Но дело в том, что человеку по природе надлежит иметь человеческий ум. Если же человеческого ума в человеке нет, значит его природа ущербна, значит он и не человек вовсе. То же самое и с лицом.
Reply
---
Я понял, что вы так думаете. Но не согласен.
Христос - совершенный человек по своим человеческим качествам, никакой ущербности. Лицо - не качество, я это уже писал. Лицо - это лицо, то, что отличает одного человека от другого. Богочеловека от людей отличает Божественное лицо.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вы полагаете, что между человеческим лицом и Божественным лицом нет принципиальной разницы? Или даже вообще - никакой разницы? Т. е. лицо само по себе не является ни Божественным, ни человеческим, но называется таковым, в зависимости от того, к какой природе принадлежит?
Reply
Я говорю все время одно и то же.
1. Человеку надо иметь лицо - по природе. Как и всякому человеку.
2. Христос лицо имеет. Тем самым, требование к Его человеческой природе не нарушено.
3. Это - Божественное Лицо. Еще раз: у Богочеловека (если угодно, у того человека, который в то же время есть Богочеловек) лицо - Божественное.
Я не говорю ни того, что "между человеческим лицом и Божественным лицом нет ... разницы", ни того, что "лицо само по себе не является ни Божественным, ни человеческим, но называется таковым, в зависимости от того, к какой природе принадлежит". В случае Христа оно принадлежит Богочеловеку и является Божественным.
Право, не могу понять, что Вам тут непонятно.
Reply
1) Как именно Вы мыслите связь между природой и лицом? Например, утверждение «человеку по природе надо иметь голову» подразумевает, что эта голова должны быть человеческой же, а не лошадиной и не крокодильей. А вот утверждение «человеку по природе надо иметь лицо», получается, ничего такого не подразумевает, и лицо вполне может быть нечеловеческим. Как так?
2) Если лицо является человеческим или Божественным не просто в силу того, какой природе оно принадлежит, а еще по какой-то причине (а потому разница между ними не сводится просто к разнице подлежащих природ), то по какой именно?
Reply
Leave a comment