Гартман против телеологизма

Feb 10, 2017 17:09

Вот это, кажется, самое-самое онтологии Гартмана:

Всякое телеологическое мировоззрение основано на отмеченном выше примате ценностей перед онтологическими категориями. Этот примат есть одновременно подчинения бытия долженствованию бытия. А это подчинение есть довольно сомнительный тезис. В нем более низшие, простые и всеобщие принципы сделаны зависимыми от более высших, сложных и частных. Но это - переворачивание всеобщего основного категориального закона, согласно которому в наслоении категорий низшие всякий раз образуют предпосылку высших, а именно - их категориальные условия или элементы. Каждая более общая категория новым способом объединяет более низшие, возвышаясь над ними как над материей в качестве более высокой формы. Новое в ней - сама эта форма. Из этого следует, однако, что низшие категории всегда более независимы, безусловны, и для себя существуют без высших, и что высшие всякий раз ими обусловлены, зависимы от них и существуют только при их условии, и что с новизной своей формы они могут пребывать лишь в том пространстве, которое осталось недетерминировано низшими категориями. Высший принцип не может тягаться с низшим, не может его отменить, он может только сформировать над ним и из него как из строительного материала некое более высокое образование. Короче, низшие категории «сильнее», высшие - «слабее».
Телеологическая метафизика нарушает этот закон. Она-его инверсия. Здесь высшие принципы (ценность, долженствование, telos) поставлены впереди низших, последние же поставлены от них в зависимость. Причинно-следственная связь природы сделана зависимой от целевой связи, хотя она-как показал анализ последней - является ее предпосылкой.

Но что за "всеобщий основной категориальный закон" и на чем основана его "всеобщность и основность"? В нем, несомненно, есть некая здравосмысленность, та самая, на которой основана и привлекательность материализма: простое, примитивное, низкое как бы прочнее "стоит на ногах", укоренено в бытии. No nonsense, "Аркадий, не говори красиво" На этом же принципе основана известная "пирамида Маслоу": высокое доступно человеку, когда он сыт и в других отношениях телесно обихожен. Но никакой безусловной в себе и из себя убедительности здесь нет. Да и жизнь достаточно многообразна, чтобы являть вещи, не сообразующиеся с этим "всеобщим основным категориальным законом".

материализм, целесообразность, Гартман, простое, высшее и низшее

Previous post Next post
Up