Гартман о божественном достоинстве человека

Feb 10, 2017 14:21

Он последователен:

Реальная динамика целевого ряда соответствует динамике долженствования идеального бытия. Она не есть слепое, брутальное проталкивание, подобное динамике причинно-следственного ряда, которая безразлично к своим результатам катится вперед во времени. Она является как бы «зрячей». И не только как бы. Она и действительно «видит вперед», антиципирует конечную точку и за счет этого одним махом предопределяет весь ряд. В ней целое раньше части, в то время как в причинно-следственном ряду, когда к результату продвигаются «пошаговым» способом, целое оказывается последним.
Двойной смысл заключен в этой антиципации: провидение и предопределение. И то и другое - дело целеполагающего субъекта. И в том и в другом заключено основное определение человека как нравственной личности. Ибо именно в этих предвосхищающих актах человек становится носителем нравственных ценностей и неценностей. И именно здесь открывается возможность увидеть сущность человека. …
Мистико-религиозное мышление с давних пор приписывало всю силу Богу, а ценности понимало как Его заповеди. Этика может оставить некое пространство для метафизики веры, насколько та не задевает ее ядра. Но так же, как идеальному в-себе-бытию ценностей этика должна была вернуть то, что исконно ему принадлежало, так и человеку теперь она должна вернуть то, что ему принадлежит. Существует ли божественное провидение или нет - никто этого не знает и ничего никогда доказать не сможет - но мы знаем то, что существует провидение человека. Пусть оно несовершенно, ограничено, вечно фрагментарно, даже близко не сравнимо с идеалом божественного провидения, но оно имеет то преимущество, что является не одним лишь идеалом, но фактом, осязаемым феноменом человеческой жизни. Полагание цели человеком - факт. Этика делает, и должна делать, то, что в глазах благочестивого кощунственно: она наделяет человека божественными атрибутами.

Гартман, предопределение, богоподобие, человек

Previous post Next post
Up