В дополнение к
предыдущему постуИдеал 1 полностью апофатичен, о нем нам нечего ни сказать, ни подумать - развитие в неопределимое будущее. Это, однако, не означает полное безразличие, "все равно что". Нет, "все выше и выше, и выше..." в "небеса", но ... см. выше
(
Read more... )
А в целеполагании мы что-то оттуда выхватываем, в меру своей испорченности, и переводим в конкретные цели.
Reply
Надо бы еще прописать (схематизировать)вот эту "культурную форму", схватывающую "принципиальную ситуацию, нерв эпохи". Интуитивно понятно, о чем речь, но иначе как метафорами не получается.
Мне привычно сначала с примерами поработать, потом уже к общим понятиям...
Reply
Reply
А если я "испорчен" философией, например, то из идеала получится программа построения методологии.
Короче говоря, сам идеал не отвечает за то, что делают под его лозунгами. Он, как таковой, существует в мышлении (культуре).
Reply
Но все равно остается вопрос о механизме рецепции. Она же не только мыслительная, рациональная. Вы согласны с Гартманом в том, что ценности воспринимаются эмоционально? До того, как начать действовать в соответствии с идеалом, его нужно воспринять как идеал, "заразиться" им, захотеть ради него тратить силы, жертвовать чем-то. В Вашей картинке вся эта сторона как-то выпадает.
Reply
Я не думаю, что ценности связаны с идеалом (по понятию). Имхо, это разное.
Ценности - это, наверное, по поводу самоопределения чела, вопрос организации (иерархии) жизненных оснований.
Т.е. идеал может, конечно, использоваться для ценностной рефлексии и самоорганизации, но он может использоваться и для целеполагания, например, да и в других типах деятельности. Но непосредственно с ценностями (как и с целями) не связан.
Reply
---------------
Вот этого я не понимаю.
По-моему, связь прямая. Если, конечно, под ценностями понимать не субъективно ценимое, а, как у Гартмана, объективно существующие ценности - в идеальном мире или, скажем, в культуре. Тогда идеал - это некоторая картина реальности позитивно-ценностно окрашенная. А дальше - вопрос о том, в каких функциях он может выступать.
Для самоопределения: самоопределяюсь как, например, коммунист, преданный ком. идеалу.
Для целеполагания и проектирования: ставлю цели и разрабатываю проекты, в меру возможности приближающие к идеалу.
Для оценки: сужу реальность на соответствие идеалу.
Reply
А этого я не понимаю. Объективные ценности - это, имхо, противоречие в понятиях.
Вот как может быть, например, футбол объективной ценностью? :) Как культурное образование он, конечно, объективен. Но для кого-то он представляет ценность, а для кого-то его и вовсе не существует.
То же и с конкретным идеалом, кстати. Кто-то обнаруживает в нем для себя ценности, а для кого-то - это, наоборот, квинтэссенция зла.
Reply
А теперь, если без этой метафизики. Ценность, транслируемая в данной культуре, как Вы и пишете, объективна. Так какая разница? Дитя растет, ему эту ценность внушают точно так же, как моральные нормы и теоретические категории, он их познает как объективные, не им придуманные. Может, конечно, и отвергнуть, не реализовать, но получит санкции от общества или совесть будет мучить. И дальше либо бунтарь и отщепенец, либо смирится.
Reply
Где это я такое пишу? - немедленно зачеркните :)
Когда дитя растет, ему "внушают" культуру, нормы (в том числе, возможно и моральные, но моральные нормы - это не ценности, это именно нормы).
А ценности чел вырабатывает сам, как отношение к тем или иным нормам. Здесь, имхо, важно то, что нормы они же противоречивы (в смысле одни с другими вступают в конфликт,, противоречат друг другу), никакая культура не однородна. Вот чел и вынужден как-то организовать для себя иерархию этих норм - что именно для него важно и ценно, а чем можно поступиться. Откуда и возникают ценности.
Другое дело, что одни люди (группы) могут навязывать свою иерархию, свои ценности другим (типа, все мы должны любить педерастов) Обычно это называется "идеологией" (почему-то :) ). Тогда ценности объективируются, но это такая вторичная, паразитная объективация.
Reply
----
Вот тут - затык. Мне понятнее Гартман, который утверждает, что ценности даны человеку, а не вырабатываются им.
Reply
Вполне понятно для идеологизированного общества. Демократия - это редкое состояние. Даже когда случается, быстро превращается во власть демократов :)
Reply
Reply
Reply
Reply
== Ценности справедливости
Для меня есть идея (концепция) справедливости (причем в разных исторических вариациях), как такое культурное образование, имеющая свою историю, устройство, образцы реализации и т.п.
И для кого-то эта идея может представлять ценность, и он будет организовывать свою жизнь, сообразуясь с этой концепцией. А для кого-то она будет смешной.
Может Вы называете ценностью основание для обоснования тех или иных социальных организованностей (институтов)? Типа, равенство перед судом надо (почему-то) обосновать, и мы даем такое универсальное обоснование - ценность справедливости.
А футбол, например, обосновывать не надо. Вот он и не имеет отношения к ценностям :)
Reply
Leave a comment