Атеист ли Хайдеггер?

Jan 07, 2017 18:17

Вот его абсолютно ясный ответ, требующий лишь внимательного прочтения:

Экзистенциальным определением человеческого существа еще ничего поэтому не сказано о “бытии Божием” или о его “небытии”, равно как и о возможности или невозможности богов. Поэтому не только опрометчиво,  но уже и в самом своем подходе ошибочно заявление, будто истолкование человеческого существа из его отношения к истине бытия есть атеизм. Эта произвольная квалификация,  кроме того, говорит еще и о недостаточной внимательности чтения.  Людей не тревожит, что уже с 1929  г.  в работе “О существе основания” стоит следующее:  “Онтологической интерпретацией человеческого бытия как бытия-в-мире не выносится ни позитивного,  ни негативного решения относительно возможного бытия при Боге. Однако благодаря прояснению трансценденции впервые добывается достаточное понятие бытия-вот (Dasein),  в опоре на которое отныне можно ставить вопрос о том, как в онтологическом смысле обстоит дело с отношением бытия-вот к Богу ”.  Если теперь еще и это замечание люди привычным образом додумают только до половины, то вынесут приговор:  вот философия, не высказывающаяся ни за, ни против бытия Божия. Она остается тут индифферентной. Стало быть,  религиозный вопрос ей безразличен. А подобный индифферентизм скатывается к нигилизму.

Но учит ли приведенное замечание индифферентизму?  Почему же тогда отдельные слова, и не первые попавшиеся, даны в приведенном замечании курсивом? Все-таки только для того,  чтобы подчеркнуть, что мысль, исходящая из вопроса об истине бытия, спрашивает изначальнее,  чем это возможно для метафизики. Лишь из истины Бытия впервые удается осмыслить суть Священного.  Лишь исходя из существа Святыни можно помыслить существо божественности.  Лишь в свете существа божественности можно помыслить и сказать, что должно называться словом “Бог”. Или мы не обязаны сначала точно понимать и уметь слышать все эти слова, чтобы быть в состоянии в качестве людей, т.е. эк-зистирующих существ, иметь опыт отношения Бога к человеку? Как же тогда человек современной истории мира сможет хотя бы просто с должной серьезностью и строгостью задаться вопросом о том, близится ли Бог или ускользает, если этот человек упустил вдуматься прежде всего в то измерение, в котором единственно только и можно задать такой вопрос ?  А это - измерение Священного, которое даже и как измерение остается закрытым, если не высветилась и своим просветом не приблизилась к человеку открытость Бытия.  Возможно,  отличительная черта нынешней эпохи мира состоит в закрытости измерения Священного. Возможно, тут ее единственная беда.

Однако указанием на это мысль, ориентирующаяся на истину бытия как на дело мысли, никоим образом не заставляет сделать выбор в пользу теизма. Теистической она так же не может быть,  как и атеистической. Но это не от равнодушного безразличия, а от уважения к границам, которые поставлены мысли как таковой, причем поставлены именно тем,  что пред-послано ей как дело мысли, - истиной бытия. Беря на себя свою задачу, эта мысль пытается в нынешний момент судьбы мира указать человеку на изначальное измерение его исторического местопребывания.

Позволю себе подытожить:
1. Мышление может не все, ему поставлены границы. И привести к Богу мышление не может.
2. Все, что оно может в этом плане сделать (и это уже очень много!), это помочь человеку слышать и понимать те слова, в которых только и можно говорить о Боге.
3. Бытийная онтология, предлагаемая Х., делает это лучше, чем любая метафизика, философская или религиозная.
Есть, с чем сравнивать. При всем моем восхищении Гегелем насколько же Х. в этом вопросе прямее и честнее. Правда, их времена в разной степени требовали от человека притворства.

Хайдеггер, Бог

Previous post Next post
Up