про идеал (8)

Dec 26, 2016 11:29

Напоминание от trita в строку: страдание от тупика непонимания может, если им правильно распорядиться, дать энергию для выхода из тупика. Можно еще сказать, что понимание того, чего не понимает оппонент, помогает лучше понять, что думаешь ты сам.
Словом, возвращаюсь к обсуждению идеала - с учетом того, чего не понял оппонент.
Идеал - это (кратчайшая дефиниция) образ совершенства. Это - разновидность того, что называют «ценностями», но относящаяся не к отдельным моментам, а к целому - совершенный человек, совершенные отношения, совершенное общество, совершенный мир.
И как и ценности (об этом мне напомнил Николай Гартман) -
  1. Идеал объективен. Это значит, что он не исходит от самого человека, как желание («хочу») или вкусовое предпочтение («нравится»), а познается извне. Причем, для того, чтобы признать это, нет нужды непременно, вместе с Платоном и Гартманом, помещать идеалы в особый идеальный мир; качество объективности сохраняется и тогда, когда мы вполне «материалистически» мыслим идеалы принадлежностью культуры, как Г.П.Щедровицкий.
  2. Идеал универсален, он «для всех». Даже если его исповедует только один человек или горстка людей, он ими мыслится как всеобщий, так «надо всем».
Именно идеал в этом понимании я и намерен обсуждать. То, что слово «идеал» может использоваться и в других значениях, к делу отношения не имеет.
«Мой идеал теперь хозяйка. Мои желания - покой. Да щей горшок, да сам большой» - это не про то.

Определив таким образом предмет обсуждения, можно перейти 1) к труднейшему вопросу об отношении идеала к реальности, и 2) к коммунистическому идеалу как непосредственному поводу обращения к теме и к другим идеалам, если понадобится.

Платон, идеал, Гартман, идеальное

Previous post Next post
Up