два пути?

Jul 03, 2016 08:40

Очень важную тему (и в очень удачной, будоражащей форме) подняла mmekourdukova, разместив у себя в записи "страшную" икону Спаса, почитаемую главной святыней одного из православных храмов. Практически во всех комментах ее "прихожан" - тот же ужас, как и у автора записи: как прикладываться-то к такому (исключение - alexandrg). Свое несогласие я там высказал и обосновал. ( Read more... )

/alexandrg, икона, любовь, /mmekourdukova, Иисус Христос

Leave a comment

Comments 77

nandzed July 3 2016, 05:46:49 UTC
А по-моему, совершенно поверхностны и беспомощны люди, выбирающие выражение у Лика)))).

Бог не лошадь, в зубы не заглянешь.

То есть это люди, не имеющие отношения к беспощадности откровения. Тупо потребители. Духовные, безусловно.

Недостойно как стремление к одной из сторон, так и избегание чего-либо. Отсутствие равновесия - проблема современных умных, но часто незрелых в разных других важных отношениях (а то и вовсе девственных:)) людей. Это всегда плохо заканчивается, в итоге, и для страны, и для культуры. Хотя, конечно, процесс это живой, и его не загонишь тоже в стойло)). Но живость - весьма малое достоинство культуры само по себе, и многим это трудно понять.

Reply

gignomai July 3 2016, 07:07:23 UTC
Не знаю, может быть, с какой-то более высокой точки Вы и правы, но мне трудно не воспринимать выражения смотрящего на меня лица, даже если это Лицо Бога.

Reply

nandzed July 3 2016, 08:21:24 UTC
Надо жить по гамбургскому счёту. Иначе жить всем в болоте "высокого среднего уровня".

Reply

gignomai July 3 2016, 09:25:35 UTC
Стараюсь :)
Но ведь "гамбургскость" различаешь только в зоне ближайшего развития.

Reply


kiprian_sh July 3 2016, 06:31:10 UTC
Вы, дорогой Владимир, мне кажется, не вполне поняли, что имеет в виду mmekourdukova, говоря о консенсусе. Она говорит не о "состояниях", а о внешнем виде. Ну, то есть, грубо говоря, не о том, что лик Христов не может быть сурово-скорбным, а о том, что он не может иметь, например, таких глаз (и размер самих глаз, и размер и место радужки со зрачком).

Reply

gignomai July 3 2016, 06:57:25 UTC
Нет, дорогой Киприан, думаю, что понял правильнее Вас. И у нее, и особенно в одобряемых ею комментах сквозной мотив - лик страшен.И дело не в размере глаз и зрачков (мало в этом понимаю, но это вопрос художественного стиля, по-моему), а в прочитываемом выражении. Александр Г об этом же, по-моему, в оппозиции лика и "личика".
И, еще раз, мне, правда, нравится икона. Поместил бы ее в свою божницу с радостью.

Reply

kiprian_sh July 3 2016, 07:25:08 UTC
Дело в том, что страшен он для mmekourdukova прежде всего в силу своей "уродливости", непропорциональности.
Мне лик не нравится, но по другим основаниям: http://alexandrg.livejournal.com/117755.html?thread=2472955&style=mine#t2472955

Reply

gignomai July 3 2016, 09:17:04 UTC

Не убедили. Неужели mme Курдюковой страшен духовный мир, потому что в нем зрачки непропорционально увеличивают? Нет, тут именно неприятие "мрачности" (как там в комментах - ой-ой, страшно...). А с Вашими доводами у Александра спорить не дерзаю, это профессиональное, где я профан.

Reply


iodum_qq July 3 2016, 06:59:28 UTC
Не знаю, - он вообще ни разу не страшный, этот лик. Но и не скорбный. Там, мне кажется, ровно столько же скорби, сколько может быть в лике случайного прохожего, которого некто захочет поцеловать, "знэнацька", то есть вдруг. Я бы сказала. что это больше удивление-брезгливость, чем скорбь. Хотя, - нельзя не согласиться, - "оссподипрости" читается достаточно явно и произноситься автоматически ( ... )

Reply


osyotr July 3 2016, 08:44:15 UTC
Для меня тутъ нѣчто прояснилось. Я давно удивлялся, какъ искусствовѣдъ и преподаватель иконописи, чѣловѣкъ съ весьма недурнымъ литературнымъ слогомъ, да и, кажется, наметаннымъ въ художествѣ глазомъ, хорошо заточеннымъ на чужія ошибки, можетъ всерьезъ писать тѣ образа, которые пишетъ. Сказать, что они вызывали у меня растерянность - это сказать самое малое. Я пока не могу похвалиться, что теперь все понялъ - по этой логикѣ она должна любить "портретную икону" ренссанса и реалистическую масляную русскаго девятнадцатаго вѣка, а никакъ не подготовительный классъ иконописи при воскресной школѣ - но теперь хотя бы понятно, за что она такъ не любитъ Флоренскаго ( ... )

Reply

gignomai July 3 2016, 09:32:35 UTC
Да, как я понимаю, ее цель - стереть художественное различие между светским портретом и иконой, которые различаются как бы только прообразом.
Спасибо за ссылку на репродукцию.

Reply


buyaner July 3 2016, 08:44:57 UTC
Мне икона активно не нравится, но ещё больше мне не нравится хамский тон хозяйки журнала в разговоре с alexandrg.

Reply

gignomai July 3 2016, 09:34:09 UTC
Ну, а все-таки, можете пояснить, чем не нравится?

Reply

buyaner July 3 2016, 11:52:38 UTC
Мне она кажется претенциозной и очень, я бы сказал, прямолинейной. В ней чувствуется "позиция автора" и "идея", причём сознательно заложенная. Это своего рода иконописный авангард, что меня ничуть не привлекает. Но это, разумеется, субъективное восприятие, и я никогда бы не осмелился делать далеко идущие выводы о чьём-либо характере на том лишь основании, что ему эта икона нравится.

Reply

kiprian_sh July 3 2016, 12:49:05 UTC
+

Reply


Leave a comment

Up