околоисповедальное

Apr 07, 2015 13:13

Две мысли пришли на ум, два наблюдения. Относительно христианской "морали" (не уверен, что правильно так говорить, потому кавычки).
Первое. Среди христианских добродетелей нет, такой как честь. Это, скорее, античная или самурайская доблесть.
И второе. Не числятся среди грехов те человеческие качества, которые по жизни нами осуждаются, скажем, ( Read more... )

ум, честь, трусость, христианство, мужество, глупость, мораль

Leave a comment

Comments 50

zakivimiarch April 7 2015, 10:52:13 UTC
1. Нет "чести" в антично-самурайском смысле, но есть благочестие, эвсебия. Это, конечно, не страх съесть сардинку постом, а именно христианский аналог языческой чести, то, что двигало мучениками.

2. Числятся среди пороков и боязливость, и безрассудство. В Лествице есть глава о страховании, и есть о разсуждении.

Reply

gignomai April 7 2015, 11:58:38 UTC
1. Ну, благочестие - это все-таки не то... Благочестивый муж - это не связано, по-моему, с готовностью претерпеть мучения.
2. За ссылку на Лествицу спасибо. Но это "аналитический" текст, там прослеживаются причины и следствия. А все-таки ежели покаешься на исповеди, скажем, в глупости, непременно спросит батюшка, в каких поступках она проявилась. Грех понимается как поступок.

Reply

zakivimiarch April 7 2015, 12:39:11 UTC
1. Связано. Почему отроки из кн. Даниила не стали кланяться истукану? Потому, что были благочестивы (и этот эпитет к ним часто прилагают богослужебные тексты). Т.е. не хотели воздавать честь (sebas) тому, что ее не заслуживает. И, в общем, их поведение вполне вписывается в "самурайский" архетип.

2. Ну это смотря какой батюшка, наш не спросил бы :) А вообще - конечно, и глупость, и "страхливость" всегда проявляются в каких-то делах, как и другие пороки. "Хотел человеку помочь, стал давать ему неуместные советы, в итоге он обиделся" и т.п.

Reply

gignomai April 7 2015, 12:45:30 UTC
1. Связано-то может быть всё. Но честь - воинско-аристократическое понятие. А благочестие не про то. Поступок может быть схож, но мотивы разные. Честь меряется отношением окружающих.
2. И здесь тоже фокусировка разная. Качество и поступок. Греховный поступок (даже если он внутри остается, помысл) связан с волей, а качество (робость, недалекость) от воли не зависит.

Reply


aleatorius April 7 2015, 12:07:04 UTC
по первому пункту хотел сослаться на Флоренского про Гамлета (гибель человека чести, не пожелавший трансформироваться через христианство),
но оказывается уже давал ссылку!
http://gignomai.livejournal.com/264880.html?thread=2452656#t2452656

Reply

gignomai April 7 2015, 12:34:45 UTC
Да, близко. (Тогда не прочел, сейчас прочитал).

Reply

ne_sbylos April 7 2015, 18:01:31 UTC
о, годная ссылка. молодец флоренский - умеет масштаб достойный задать

Reply


akula_dolly April 7 2015, 12:39:43 UTC
и вот тоже интересно, что 10 заповедей врать не запрещают.
(А только в суде лжесвидетельствовать - да и то: "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" - т.е. я так понимаю, ложного обвинения, а, скажем, соврать ради оправдания ближнего своего вроде ничего?).

Reply

gignomai April 7 2015, 12:47:32 UTC
Точно так. Даже если расширительно, безотносительно к суду понимать, то клевета - грех.

Reply

akula_dolly April 7 2015, 13:08:27 UTC
Клевета - грех, именно. А если человек на работу опоздал, потому что проспал, а врет, что у него бабушка заболела - это грех?

Reply

gignomai April 7 2015, 13:26:15 UTC
Тут уже, наверно, не списочно дело решается, а рассуждением. В данном случае, это вопрос аскетики, работы над собой - душеполезно ли уклоняться от справедливого наказания?

Reply


sadovnica April 7 2015, 18:43:25 UTC
"...когда Франциск вышел из пещеры откровения, он нес слово "дурак"как перо на шляпе, как плюмаж, как корону. Он согласился быть дураком. Он был готов стать еще глупее, стать придворным олухом Царя небесного." - это из книги Честертона о Франциске Ассизском.

Нигде Христос не заповедал быть умным или быть красивым, есть тьма качеств, перпендикулярных святости. Будьте святы - говорил, а кто уж в каком направлении это может пробовать реализовать, зависит от того, что ему дано.

Reply

gignomai April 7 2015, 18:50:14 UTC
Так, да.

Reply

mmekourdukova April 7 2015, 18:54:49 UTC
Где же "да"?! Христос заповедал уподобляться Ему Самому. А Он был и красив, и мудр, да ещё и в самой превосходной степени.

Reply

gignomai April 7 2015, 19:08:18 UTC
Думаю, что и то суждение, и противоположное, если их абсолютизировать - упрощения. Каемся мы, как я уже писал, в поступках, а не в качествах, которые не всегда от нас и зависят. А о качествах можно мыслить в контексте аскетики, пути обожения. И тогда одни и те же качества одному в помощь, а другому и во вред.
С красотой-то это уж как ясно. Что ж мы будем стремиться покрасивее быть, что ли? Так и до хвалы пластическим операциям дойдем.

Reply


mmekourdukova April 7 2015, 18:53:06 UTC
Чести в самурайском смысле слова (которая может быть отнята извне) - нет. А зачем?

Трусость "в списке" есть - она называется малодушие. Глупости действительно нет, но зато разум, дарование разума, испрашивается во многих молитвах, и часто упоминается как высокая добродетель в молитвах, богослужебных текстах, акафистах.

Ситуацию, когда исповедующийся кается в глупости, или получает от духовного руководителя упрек в этом же пороке, вполне могу себе представить.

Короче, мало ли чего в списке нет :-)).

Reply

gignomai April 7 2015, 18:59:49 UTC
Моя мысль в том, что каяться принято не в качествах, а в поступках. Если я покаюсь в малодушии или глупости духовник спросит о том, в чем они проявились.

Reply

mmekourdukova April 7 2015, 19:05:32 UTC
Аа. Ну дык! В качествах-то каяться - проще простого. Вся фишка в том, чтобы каяться именно в конкретном.

Духовник же (если это духовник, а не просто принимающий исповедь батя) как раз может и не спросить - если он нас и дела наши и так достаточно знает, то может позволить нам самим давать себе обобщенные характеристики.

Reply

gignomai April 7 2015, 19:10:27 UTC
Согласен. Тогда он уже наставник в аскетике.

Reply


Leave a comment

Up