Актер и тот, кого он играет

Mar 20, 2015 12:38

Вернулся к редактированию Игры-16 и сразу натолкнулся на замечательно интересный кусок:

Буряк: Я начну рефлексировать сразу отовсюду. Ни исследо­ватели, как это положено исследователям, ни руководитель не узнали работы нашей малой рабочей группы. Не узнали, не увидели, что группа проделала. Ибо группа-то работала именно как методоло­гически слегка оспособленные профессионалы, которые только и могли вывернуться из этой странной ситуации, когда им надо бы­ло имитировать поведение своих профессиональных собратьев.
И что же они делают? Никакой реакции на ситуацию, в которую его поставили руководители, профессионал выдавать не мог, а имитирующий его методолог не должен был выдавать. Ибо за немногим исклю­чением профессионалы, которые здесь отыгрывали эти свои профессиональные - не позиции, а роли, - как раз неспособны воспринимать тако­го плана задачи. Это было очень четко показано. Когда проекти­ровщики в ответ на вопрос «Что вы будете делать по составле­нию программы?» очень подробно рассказывали, как они будут про­ектировать. И ничего другого...
Это, кстати, показала и Игра-12 в некоторых моментах: проектировщик никогда и не будет этого де­лать, потому что, не восприняв задачу, не попав в ситуацию, он, естественно же, когда его просят самоопределиться, самоопре­деляется единственно возможным для себя образом.
Щедровицкий.Было показано или получилось? Показано, т.е. проиграно, или получилось?
Буряк. Это было сыграно.
Тюков. Можно ли так понять, что вы в ответах Сергею Валентиновичу говорите: «Это вы, товарищ руководитель, в своей ситуации и своими действиями поставили их, плохо оспособлен­ных методологов, в ситуацию работы. А вы изо всех сил сопро­тивлялись как профессионалы».
Щедровицкий, Буряк. Нет
Щедровицкий. Этого он не говорил.
Тюков. Сказано: методологически «слегка оспособленные» не могли видеть ничего, кроме того, что они видели, когда их поставили в соответствующую ситуацию.
Щедровицкий. Правильно, но другое, чем вы говорите.
Буряк. Пропущено по крайней мере два момента. Я говорил, что сыграть эту ситуацию могут только методологически оспособленные профессионалы. Поскольку они представляют себе про­фессиональное поведение в любой ситуации. И играл он таким образом именно потому, что для него совершенно ясно, что в ситуацию, предложенную руководителем, профессионал - тот, роль которого он исполняет, - войти не может...
Щедровицкий. Может попасть туда.
Щедровицкий. А реакция, если и была, то она была специфическая. Не про перспективы профессии рассказывали и не про то, как будут решать задачи по разработке этой самой программы. Они показы­вали степень понимания и качество понимания задач, которое проявил тот человек, на место которого они себя поставили. И это, на мой взгляд, было сыграно очень точно.
Щедровицкий. Понятный тезис? Все поняли? Я бы присоединился к нему. Это было действительно продемонстрировано. Из арсе­нала было выбрано самое приемлемое, рафинированное и давали вам предельно осмысленные ответы - для этой ситуации. Даже отчасти немного методологизированные.
Буряк. Разжеванны для методологов, чтобы вам понятнее было.
Г.П. Ну да. Чтобы сами могли понять и чтобы мы заодно поняли. Вы возражаете? (Наумову).
Наумов. Да. У меня тогда появляется замечание. Получает­ся, что вы себя, как методологизированных, к профессиональному сообществу - к его верхушке или просто к сообществу - не относите. Смотрите, как вы говорите - «имитировать поведение профессио­нальных собратьев», проиграть его. Но себя-то вы не относите к этому сообществу.
Щедровицкий. Это хорошо. Да, говорят они, поскольку они на методологическом мероприятии и у каждого из них есть еще вторая половинка - методологическая. Они с вами играют в игру.
Буряк. Да.
Щедровицкий. И играют они против сообщества, по правилам методологической организации.
Но. Разовьем вашу же идею. Ну да, но ведь это означает, что они играют вместо того, чтобы занять позицию. Вместо это­го предпочитают, как актеры, сыграть. Т.е. не работать, не жить вот здесь, в этой ситуации, не принять ее на себя, а сыграть роль.
Буряк. Только. …
Наумов. Отсюда следствие одно очень важное. Что ваша вторая методологическая половинка тоже не может в таких усло­виях сработать, потому что те цели, которые вы как методоло­ги здесь на совещании должны были поставить и которые должны были реализовать, могли реализоваться только в том случае, ес­ли вы подключите и включите в этой ситуации свою профессио­нальную половинку.
Тюков. А почему обязательно тотальность реакции должна быть?
Щедровицкий. Нет-нет, не тотальность реакции должна быть. Люда, это ваша тема? И это вы теперь нам должны рассказать, что делает актер в роли.
Анатолий Александрович, ведь Сергей Валентинович другое говорит: он говорит: роль была, актеры были - худшие или лучшие; людей не было, жизненной позиции.

О чем речь? Методолог - это тот, кто в состоянии заимствовать и сыграть любую (ну, подготовившись, конечно) профессиональную позицию. В игре встал вопрос: как вывести профессиональных проектировщиков в рефлексию по отношению к своей деятельности - иначе они не могут ее развивать. Для этого их нужно распредметить, в некотором роде методологизировать. (Именно это мы делали, с неочевидным успехом, на Кардымовской игре с педагогами). Сейчас, на внутренней игре методологов нужно понять, что и почему не получилось. Выясняется, что методологи, входившие в позицию профессионалов, не могли - как профессионалы! - воспринимать задачи, поставленные руководителем игры. Они замыкались в пределах своей профессиональной роли. И ГП обращает внимание на то, что это проблема актера: куда он девает свою жизненную позицию? От себя добавлю: похоже, что именно за утрату своей жизненной позиции актерство осуждала Церковь.
Ну и вспомню смешной эпизод из своего актерского опыта. Я в конце студенчества и некоторое время после занимался в театральной студии при МГУ (не той, из которой театр Розовского вышел, а другой, на Ленгорах). И вот в качестве этюда я выбрал ни много, ни мало, как известный монолог из "Ричарда III", где он объясняется в любви Анне, чьего мужа он только что прикончил. Мое восприятие того, что я должен был делать в этой роли, было мне кристально ясно: я должен был убедить это женщину в силе и чистоте своей любви. Что я и делал, тем более искренне, что мне нравилась моя партнерша. И меня не убеждали поучения нашего режиссера, что в моей игре должно быть мое отношение к персонажу, чтобы его мерзопакостность была явлена во всей красе.
Добавлю еще из игры:
Тюков. Видел, считайте, что видел. Они говорят: смотрите, как я могу ходить как профессионал...
Наумов. Не как я, а как он!
Щедровицкий. Смотрите: оппозиция - как он или как я? Как он может ходить или как я могу ходить?
Наумов. Сообщество - с вами или без вас?
Тюков. Вы не понимаете. Я-то стою здесь и говорю: как он.
Щедровицкий. Но это же я хожу.
Наумов. Нет, это не «я хожу». Вы показываете, а не ходите.
Тюков. Вы делаете ошибку, говорите: он не чувствовал, он представление играл и прочее. Он все чувствовал. Тут два плана.
Прямо Станиславский и Мейерхольд. Молодец Анатолий Александрович (Тюков) держит позицию.

ОДИ, игра

Previous post Next post
Up