В таком крайнем варианте - да (но такой театр тоже имеет свой резон). Но и в более тонком варианте реалистического театра актер-человек исчезать не должен, это, наверное, высший пилотаж: как это сделать, чтобы не выйти в театральщину. Ну, согласитесь же, что то, что я вместо убийцы Ричарда играл влюбленного юношу - глупость несусветная..
Играть надо убийцу, конечно. Но не свое отношение. То есть, отношение и само проявится, а задачу такую ставить нельзя. Задача художника -- воспроизведение первообраза, а не своих размышлений о нем.
Я, вообразите себе, в свое время довольно много играла на театре, с детьми. И для меня, напротив, было внутренне совершенно невозможным НЕ играть моего отношения к персонажу. Как я ни старалась.
Даже в кукольном театре (кстати, абсолютно предпочитаю его драматическому, и для смотреть, и для самой играть).
Интересное различие. Но тут есть, по-моему, одна тонкость. Можно прямо, зримо играть отношение - это один вид театра. На примере русских споров прошлого века это Мейерхольд. Но есть еще психологический театр - Станиславский тут образец. Вот как в нем, оставаясь психологически достоверным, сыграть отношение, удержать "два плана", как говорит Тюков в добавленном мною сейчас кусочке из игры методологов?
По-моему, отношение вообще не играют. Я-то уж во всяком случае не играю. Я в этом "плане" живу, и нарочно удерживать его мне нет никакой нужды.
И ещё - я-то не видела ни Мейерхольда, ни Станиславского в деле (понятно, что о них написаны целые тома, но это ничего не меняет). Может, там было "всё не так" :-)). Ведь даже кино смотришь старое - поражаешься, как там СТРАННО люди играют. Чем дальше от нас, тем страньше. Т.е. можно понять, что они хотели сказать, но - не верю! не верю!
Я-то уж во всяком случае не играю. Я в этом "плане" живу, и нарочно удерживать его мне нет никакой нужды. ---- Охотно Вам верю. Но мне, об этом думающему, нужно понять две вещи: 1) как, в чем это отношение внешне проявляется и 2) за счет чего это происходит, пусть бессознательно. У позднего Станиславского была теория "физических действий" - что нужно делать телом, чтобы чувствовать и играть нужное. Т.е. ему уже было недостаточно "жить" в роли, хотел поставить игру под сознательный контроль. Думаю, для театральной педагогики это нужно.
Так там же игра, методологи играли в проектировщиков. И ГП прямо говорит об аналогии с актерским исполнением роли, перечитайте. И об удержании в заимствованной позиции двух планов. А для этого уже понадобится и промысливание ситуации и т.д.
Comments 37
Это не театр, а театральщина :)
Reply
Ну, согласитесь же, что то, что я вместо убийцы Ричарда играл влюбленного юношу - глупость несусветная..
Reply
Reply
Играть убийцу... а что это значит, разве в самой квалификации не присутствует отношение?
Reply
И для меня, напротив, было внутренне совершенно невозможным НЕ играть моего отношения к персонажу. Как я ни старалась.
Даже в кукольном театре (кстати, абсолютно предпочитаю его драматическому, и для смотреть, и для самой играть).
Reply
Но тут есть, по-моему, одна тонкость. Можно прямо, зримо играть отношение - это один вид театра. На примере русских споров прошлого века это Мейерхольд. Но есть еще психологический театр - Станиславский тут образец. Вот как в нем, оставаясь психологически достоверным, сыграть отношение, удержать "два плана", как говорит Тюков в добавленном мною сейчас кусочке из игры методологов?
Reply
И ещё - я-то не видела ни Мейерхольда, ни Станиславского в деле (понятно, что о них написаны целые тома, но это ничего не меняет). Может, там было "всё не так" :-)). Ведь даже кино смотришь старое - поражаешься, как там СТРАННО люди играют. Чем дальше от нас, тем страньше. Т.е. можно понять, что они хотели сказать, но - не верю! не верю!
Reply
----
Охотно Вам верю. Но мне, об этом думающему, нужно понять две вещи: 1) как, в чем это отношение внешне проявляется и 2) за счет чего это происходит, пусть бессознательно.
У позднего Станиславского была теория "физических действий" - что нужно делать телом, чтобы чувствовать и играть нужное. Т.е. ему уже было недостаточно "жить" в роли, хотел поставить игру под сознательный контроль. Думаю, для театральной педагогики это нужно.
Reply
Я бы прежде всего говорила о промысливании ситуации, проекта и т.д.
Reply
А для этого уже понадобится и промысливание ситуации и т.д.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment