Определенно хорошо действует на меня эта книга - "Лекции о Лейбнице" Делеза, особенно вместе с последующим хорошо выспаться.
Помните, чем кончается
один из цитированных мною отрывков? Бог, по Лейбницу, выбирает один из рвущихся из возможности в действительность миров (представляете эту динамику, эту борьбу миров за существование?). Вопрос: какой? И
(
Read more... )
+++мир, который доходит до существования, - это тот мир, который реализует в себе самом максимум непрерывности, то есть содержи наибольшее количество реальности или сущности+++
1. Что такое количество реальности?
2. Между количеством реальности и грехом есть какая-то взаимосвязь?
Reply
---
Так ведь неслучайно Вы начали с того, что интересно :) По-моему, это метафора, смысл которой угадывается по аналогии с заполнением пространства - больше заполненность = меньше разрывов, пустых мест. Топологическая связность. По аналогии с этим - связность событий в мире, их согласованность, вовлеченность в единое движение...
2. Между количеством реальности и грехом есть какая-то взаимосвязь?
-----
Я понял так. Без греха не было бы Воплощения и Искупления, они связаны. Мир без этой важнейшей связи "неконкурентоспособен" в ситуации Божественного выбора.
Reply
2. Без греха не было бы необходимости в Воплощении. Но разве сам грех является необходимым условием Воплощения?
Reply
О Ваших возражениях.
не так уж сложно представить мир, в котором и событий больше, и их согласованность выше, чем в нашем, в котором и «разрывов» и «пустых мест» более чем достаточно. Ведь чем в большей степени мир подчинен Богу, тем в большей степени он связан и гармоничен.
----
Не очевидно. Вы можете себе представить богатый событиями мир в Эдеме? Я - нет. Попытки представить себе Рай как правило убоги.
наш-то «лучший из миров» - «во зле лежит».
----
В пределах мысли Лейбница это - не возражение. Оговорено, "лучший" - не моральная оценка.
разве сам грех является необходимым условием Воплощения?
-----
А вот этого не знаю. Вроде бы есть разные на сей счет точки зрения.
Reply
Reply
Во-первых, когда здесь говорится "мир", то имеется в виду не какой-то временной срез, а мир во всей полноте истории.
Во-вторых, речь не о количестве событий, а о непрерывности-связности, количественная характеристика (максимум содержимой реальности), скорее, говорит о густоте, плотности.
Но тогда получается, что Вы правы: оптимум - это мир вообще без греха. "Ведь чем в большей степени мир подчинен Богу, тем в большей степени он связан и гармоничен". Но возможно ли тогда мыслить историю? В Раю-то? В чем ее смысл? Похоже, что Л., хоть и начинает с вопроса о возможности мыслить Адама не согрешившим, потом исключает этот вариант из каталога возможных миров...
Тогда наш мир, получается, лучший из греховных, что не так уж оригинально.
я никогда не слышал, чтобы кто-либо сомневался в Его способности воплотиться при отсутствии греха
------
А Л. ничего не говорит о необходимости. Он говорит лишь о том, что эти два события связаны, что делает мир более связным.
Reply
Reply
Пока только примерные соображения.
можем выделить мысленно ЛЮБОЙ обозримый отрезок
----
Похоже, что нет. Л. сравнивает и приписывает Богу сравнение миров во всей истории от сотворения до конца.
мир полностью детерминированный.
----
Вот тут неясность. С одной стороны, сама идея (об этом в другом посте), что все предикаты "индивидуального понятия" в нем заключены, выглядит как детерминизм (все, что происходит с Х определено его сущностью), с другой Делез пишет, что Л. был антиподом Спинозы, абсолютного детерминиста...
В том же, в чем и смысл нашей истории - в движении к Царству, которому «не будет конца».
---
Ну а какое движение в Раю? Чем здесь начало отличается от конца?
Reply
Понятно, что Бог сравнивает «по всей длине». Но я-то говорил не о Боге, а о нас. «Вся длина» нашему восприятию просто не дана. Но выделить из истории какие-то фрагменты и придумать им альтернативу мы в состоянии.
+++Ну а какое движение в Раю? +++
Восхождение от славы в славу, от состояния, в котором еще возможно падение к состоянию непадательному.
А потом, возможна ведь и какая-то «внешняя» динамика. В том же библейском повествовании, например, мы видим сцену с именованием животных, встречаем упоминание о том, что Адам должен был «возделывать и хранить» Эдемский сад, «владычествовать» над животными. Есть еще заповедь «плодитесь и размножайтесь».
+++Чем здесь начало отличается от конца?+++
Как минимум, степенью обожения.
Reply
----
Так тут ясно, что Л. дерзает глазами Бога смотреть. Чего стоит само рассуждение о том, по какому критерию Бог мир "в свет" выпускает.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А вчера читал про богословские споры между Лейбницем и Кларком. Первый, естественно, громил Ньютона, чьи идеи, мол, несовместимы с естественной теологией, а второй, конечно же, защищал господина Н, примиряя теологию и новый поворот в мироощущении.
Reply
Leave a comment