Делез, Лейбниц 3

Feb 16, 2015 23:41

Для Лейбница - объясняет Делез - всякая истинная пропозиция тождественна. Будь то 2 + 2 = 4 или Адам согрешил. Первая тождественна, потому что сумма двоек есть необходимый предикат 4-х. И то же верно для Адама: греховность входит в содержание этого понятия с необходимостью. Но в каком смысле с необходимостью? Сумму двух двоек нельзя помыслить не равной 4-м, а Адама не согрешившим? Можно. Сущностные истины и истины существования. Но Лейбниц а это не устраивает. Он знает, что Адам согрешил (и что, к примеру, Цезарь перешел Рубикон). Обратное должно быть исключено. И он приходит к еще одному замечательному понятию: совозможность. Безгрешность Адама (и Цезарь, струсивший перед Рубиконом), эти события возможны (в смысле мыслимы), но не совозможны с миром, в котором мы живем.
Следующий шаг: Бог избрал именно наш мир, в котором первый человек согрешил.
Почему же Бог избрал именно этот мир? Сейчас Лейбниц объяснит нам это. ... Чем Он руководствовался? ... каковы критерии выбора Бога? ...
В другом мире мы можем помыслить себе нечто иное... Так картина сотворения мира Богом, которую Лейбниц предлагает нам, становится весьма стимулирующей. Существуют все эти миры, содержащиеся в разуме Бога, и каждый мир, в свою очередь, спешит выступить с притязанием перехода с уровня возможности на уровень существования. ... А это невозможно, так как они не совозможны друг с другом. Пройдет одно-единственное сочетание. Какое? Вы уже предощущаете великолепный ответ Лейбница: лучшее! И лучшее не в смысле какой-то теории морали, а в смысле теории игр. И не случайно Лейбниц - один из основателей статистики и исчисления игр. И все это усложнится...

Делез, Лейбниц

Previous post Next post
Up