подвиг "наименьшего зла"

Nov 28, 2012 15:28

Наткнулись в диалоге с Тугодумом на точку непримиримого расхождения. Речь идет о ситуациях так называемого (неточно, по-моему) «наименьшего зла». Об их моральном и религиозном смысле.
Это значит вот что. Человеку приходится действовать в ситуации, где все варианты возможных его действий (включая бездействие) приводят к печальным последствиям, ( Read more... )

долг, подвиг, страдание, зло, Бог

Leave a comment

Comments 42

likushin November 28 2012, 11:40:51 UTC
Крайне любопытно. Вот что вспомнилось: есть ложь прямая, есть - на умолчании; первое и последнее есть ложь.

Reply

gignomai November 28 2012, 11:50:57 UTC
Да, в Вашем примере, в обоих случаях ложь. Но обсуждаемый вопрос несколько другой. сообщение ложных сведений, т.е. прямая ложь по-Вашему, в некоторых случаях может быть подвигом. А прямая правда, сообщенная Иудой про Христа, - преступление. Попущенное Богом.

Reply

likushin November 28 2012, 11:56:49 UTC
А если попробовать продлить это - про прямую ложь, ставшую подвигом, например: действие, признанное подвигом, переосмысливается и, на переосмыслении, объявляется преступлением (чего в нашей, скажем, истории более чем).

Reply

gignomai November 28 2012, 12:45:10 UTC
Как это переосмысливается? Кем и на каких основаниях?

Reply


ot_avraama November 28 2012, 11:43:53 UTC
Про это вроде еще Августин пиал.

Reply

gignomai November 28 2012, 11:52:11 UTC
Где не помните?

Reply

ot_avraama November 28 2012, 12:02:09 UTC
В разных местах: и в трудах против манихеев, и в Граде Божием, и в письмах. А вообще вот: http://www.christianitytoday.com/ct/2001/septemberweb-only/9-17-55.0.html

Ну и собственно учение: http://catholicism.org/catholic-teaching-just-war.html

Может, переведу.

PS Низвержение тиранов, кстати, это тоже just war.

Reply

gignomai November 28 2012, 13:09:27 UTC
Спасибо! Рад такому единомышленнику.

Reply


akula_dolly November 28 2012, 12:00:10 UTC
Когда говорят, что Бог попускает зло, имеется в виду настоящее зло. Извините, еще раз общеизвестное повторю: Бог дал сотворенным существам свободную волю, а тем самым и возможность совершать зло. Именно это и есть попущение. А защита слабых от насилия с оружием в руках, включая и убийство при невозможности иначе спасти беззащитных, есть чистое добро, вопреки мнению гр. Толстого. Преподобный Сергий же благословлял воинов на бой, он, думаю, понимал что делает.

Reply

gignomai November 28 2012, 12:46:38 UTC
Так я именно это и утверждаю. Мы в этом полные единомышленники, чему я рад :)

Reply

akula_dolly November 28 2012, 12:56:00 UTC
Я тоже рада. Вот опять же тривиальное повторю, в чем, кажется, мы с Вами тоже уже соглашались: иногда можно (и нужно) расщеплять волос, а иногда только ей-ей, ни-ни. Многоув. Тугодум как раз, по-моему, усложняет там, где надо решать без раздумий.
Иное дело, что, поскольку совершенных людей нет, солдат на войне, защищающий свою страну, тоже, скорее всего, каждый день в чем-то да согрешает и должен потом покаяться. (Как и мы все, в любых положениях). Это уж ему совесть подскажет, не ошибется.

Reply

gignomai November 28 2012, 13:05:03 UTC
Согласен. Но дело не в усложнении, а в точности.

Reply


diing November 28 2012, 13:02:33 UTC
зло, хоть и наименьшее - оно и есть зло. Соотвественно грех.

допускать иное - означает что "маленькое зло" - зло негрех
вполне можно будет совершать в любой момент даж без необходимости

Reply

gignomai November 28 2012, 13:08:27 UTC
Вопрос не в величине зла. И маленькое зло - зло, согласен. Я считаю, что то, что называет "наименьшим злом" мой оппонент - вообще не зло. Наименьшее здесь - доставляемое страдание, а не зло.

Reply


tugodum November 28 2012, 13:52:45 UTC
две существенные поправки.
(1)
убийство в бою для меня не является "классическим" (т.е. безусловным) примером.
не делайте из меня пацифиста!
классический пример я Вам привёл: с юнгой, которого приносят в жертву.
это--парадигма. относительно которой Вы почему-то с определённостью не высказались.
(2)
попущение в данном контексте не означает "прощение" (хотя и не исключает его, но это отдельная тема), а только то, что Бог допускает этому произойти.
как Он допускает, напр., стихийные бедствия, с их жертвами (ураган Катрина, и т.п.).

Reply

gignomai November 28 2012, 14:10:14 UTC
убийство в бою для меня не является "классическим" (т.е. безусловным) примером. не делайте из меня пацифиста ( ... )

Reply

tugodum November 28 2012, 14:30:47 UTC
людоедство в моём примере не существенно, и я его уже убрал (Вы не заметили?): юнгу выбрасывают за борт, по жребию, но против его воли.
какое ЗДЕСЬ "зло хуже смерти"????
это во-первых.
а во-вторых, что вообще значит "зло хуже смерти" в Вашей системе???
у Вас же "необходимость" отпускает ВСЕ грехи.
или не все? если так, то поясните пож-та, как Вы проводите границу. это важно.
p.s.
пример с войной не годится потому, что невозможно объективно определить, "необходима" ли--и, если да, то кому и для чего--та или иная конкретная война, и является ли она "справедливой" для той или иной стороны.
вот если кто-то врывается ко мне в дом и угрожает моей семье, у меня--как и у закона--нет сомнения, что богоугодно сопротивляться вплоть до уничтожения напавшего.
работать имеет смысл с такими прозрачными примерами.
p.s.s.
не понял:
Вы считаете, что жертвы стихийных бедствий страдают "по необходимости"?
Бог не властен эти бедствия предотвратить?

Reply

gignomai November 28 2012, 14:48:44 UTC
у Вас же "необходимость" отпускает ВСЕ грехи ( ... )

Reply


Leave a comment

Up