подвиг "наименьшего зла"

Nov 28, 2012 15:28

Наткнулись в диалоге с Тугодумом на точку непримиримого расхождения. Речь идет о ситуациях так называемого (неточно, по-моему) «наименьшего зла». Об их моральном и религиозном смысле.
Это значит вот что. Человеку приходится действовать в ситуации, где все варианты возможных его действий (включая бездействие) приводят к печальным последствиям, которых он в других ситуациях постарался бы избежать - страданиям или даже смерти людей. Он выбирает тот вариант, который по всем значимым для него критериям эти печальные последствия минимизирует - и действует, принимая на себя ответственность за последствия. Предполагается, что он сделал все, что мог, в том числе и для того, чтобы исключить ошибку в выборе варианта. Классический пример: солдат, убивающий врага, или военачальник, посылающий солдат и убивать, и умирать, т.е. ответственный дважды.
Как толкует эту ситуацию Тугодум? Он утверждает, что зло есть зло, даже если оно неизбежно и необходимо. Это - наименьшее зло. Бог, утверждает он, его попускает.
Попытался я разобраться в том, что значит «попущение Божье» (см., например, здесь). Там много тонкостей, которые вроде бы не нужны для понимания этой ситуации. Слово «попущение» (греч. ¢f…hmi) значит «разрешать», «отпускать», «пренебрегать» и «прощать», если ограничиться основными значениями. По Тугодуму, как ясно из контекста, Бог как бы не препятствует «наименьшему злу» и не карает за него; это вроде как «простительное» зло, по слабости человеческой совершаемое.
Категорически не согласен! Если человек должен действовать в ситуации и действует наилучшим из возможных образом, то, как бы ни тяжелы были последствия, он не совершает зла. Я писал Тугодуму и повторю здесь, что никакое это не попущение, а исполнение воли Божьей, можно даже сказать: подвиг, если только не связывать здесь с этим словом радость и удовлетворение, неуместные при виде причиненных страданий. Попущение здесь имеет место, но в отношении ситуации, в которой не оставлено действующему выбора, кроме как добиться должного ценой страданий. В отношении самого действия исполнение долга, который для верующего есть Божья воля - в меру его способности ее распознать.

долг, подвиг, страдание, зло, Бог

Previous post Next post
Up