Leave a comment

Comments 76

irenered September 15 2012, 18:56:34 UTC
+, к тому же вырастившая двоих сыновей, +

мне жалко этих детей

+не сформировалось понятие об этом +

маленькие дети не оперируют абстрактными понятиями. Но если они не обладают представлением о том, что такое любовь, это вовсе не значит, что они не любят.

ужас.

Reply

skvonk September 15 2012, 18:59:58 UTC
так речь не о любви, а о благодарности.
любовь они испытывают. и ответная любовь кажется им _естественной_. поэтому они действительно не испытывают благодарности - это понятие достаточно абстрактное. оно подразумевает, что им "подарили некие блага". между тем как эти блага для них видятся просто естественной вещью, вроде солнца или лета.
и да, не знаю насчет подросткового - но лет до 5-6 они просто об этом не задумываются.

Reply

gignomai September 15 2012, 19:25:42 UTC
Вот тут, я подозреваю, какая-то токая грань между "иметь понятие о" и "испытывать". За нашим понятием о даре и благодарности, действительно, стоит представление о даваемом благе. Но чувство, переживание, желание как-то порадовать того, кто порадовал тебя...?
А жалость, сострадание к тому, кому плохо, больно, испытывают маленькие дети? Моя собеседница и это отрицала - потому, что ребенок не может представить себя на месте другого?

Reply

skvonk September 15 2012, 20:07:35 UTC
на примере собственных четырех детей могу сказать - понятие жалости и сострадания приходится буквально вводить по капле. то есть вот сейчас я годовалому мальчику объясняю: "гладь кошку, не хлопай ладошкой по морде - ей больно". и теперь - да, уже гладит. еще несколько месяцев назад - не понимал разницы.
так что Ваша собеседница не так уж неправа - маленький ребенок ориентирован на собственные переживания, _переключить_ его на переживания другого - задача взрослого, который обращает на это его внимание.

а вот желание порадовать того, кого любишь (но не того, кто порадовал тебя! - этой связки еще нет) - безусловно, есть уже и у самых маленьких. поцеловать. обнять. угостить. в год мальчик у меня уже хорошо знает, что меня можно порадовать вымытой чашкой или принесенным цветком из огорода - и с наслаждением выполняет эти действия :)

Reply


kat_bilbo September 15 2012, 19:15:04 UTC
Благодарность способны испытывать даже животные.
Лично я неплохо помню себя ребёнком.
По-моему, извините, тётя сказала фигню.
Может быть, у неё что-то со своими детьми не заладилось?
Надеюсь, она не по детским делам психологом работает.

Reply

gignomai September 15 2012, 19:28:14 UTC
Нет,переносить это на личные обстоятельства не нужно. Речь идет о теоретических представлениях. И у меня сильное подозрение, что мы говорили о разном.

Reply

kat_bilbo September 15 2012, 20:25:22 UTC
Отсутствие контекста позволяет предполагать что угодно - в том числе и сказанное в сердцах по жизненной ситуации.
Но само по себе звучит диковато.
Моя практика общения с детьми - у меня 10 младших братьев и сестёр плюс (уже теперь) куча племянников - говорит против такого утверждения.

Reply

gignomai September 16 2012, 12:14:11 UTC
Не попробовали бы Вы поподробнее рассказать, как Вы испытывали благодарность в своем детстве, как она "устроена" и по каким проявлениям Вы замечаете ее у других детей. Очень важно, по-моему, дать точную характеристику самому переживанию, чем оно от других отличается, в частности, от желания понравиться, заслужить поощрение, от исполнения обязанности и т.д.
Понимаю, что затрудняю, так что по мере возможностей.

Reply


anukhidiy September 15 2012, 19:15:59 UTC
Ну чего ругаетесь. Лучше пожалейте свою знакомую-психолога. Тут уж чего уродилось. Дочка мне спасибо говорила редко, а внучок "спасибо" говорил часто и по делу.

Reply

gignomai September 15 2012, 19:31:10 UTC
Да я не ругаюсь. Я хочу понять, как мыслят психологи. По человечеству-то все тут хорошо, а вот с понятиями какая-то лажа.

Reply

sadovnica September 16 2012, 16:16:57 UTC
Да по-разному они мыслят, как и представители любой другой профессии :)
Мало ли о чем понятия не сформированы у детей... Теоретических понятий нет- так принято считать, но чувства-то они испытывают, и посильнее, чем взрослые, зачастую.

Reply

gignomai September 16 2012, 21:27:06 UTC
Утверждалось (со ссылкой на психологические исследования), что среди испытываемых детьми чувств нет такого, которое можно было бы в отличие от других назвать благодарностью. Что для переживания этого чувства нужны представления, которые у них еще не сформированы. Когда же, мол, они произносят слова благодарности, то это делается во исполнение ритуала, которыми их научили - без соответствующего содержания.

Reply


vera_z September 15 2012, 19:18:53 UTC
Не знаю, но интересно. Благодарность вправду чувство высокоорганизованного существа. Это ясно и по расхожему опыту: чаще всего до человека "доходит", таким чувством как самим по себе редко кто обладает.

Reply

gignomai September 15 2012, 19:38:07 UTC
Вот Вы первая, кто не увидел здесь просто чуши. Конечно, интересно. Тут вот где главная неясность: чувство благодарности - не то же самое, конечно, что понятие о благодарности, но вот требуется ли понятие или развитое представление для того, чтобы могло возникнуть чувство? Огрубляя, можно и так поставить вопрос: дурак, тупой человек может быть благодарным?

Reply

vera_z September 15 2012, 19:59:55 UTC
Наверное, "развитого представления", то есть благородства от ума, может быть довольно, такое случается. Но мне кажется, что благодарность сродни наличию религиозного чувства (впрочем, у меня много, если не се, на этом завязано; и в этом смысле понятие тупости для меня не существует). Потому что благодарность равнозначна признанию существования другого -- в абсолютном смысле. Повод к благодарности толкает в эту сторону, конечно, но далеко не все поддаются этому толчку. Чтобы поддаться импульсу, нужно иметь нечто готовое в себе.

Reply

gignomai September 15 2012, 20:13:42 UTC
Думаю, что религиозное чувство сродни благодарности, она - главное в нем. Ум может способствовать его развитию, но оно "прежде" и независимо от ума. Поэтому-то я все-таки думаю, что благодарность доступна и самым маленьким детям (как и религиозное чувство). Но вот как она формируется, за счет чего - это вопрос. Врожденность, думаю, исключена.

Reply


concors September 16 2012, 07:24:36 UTC
возможно благодарность это оборотная сторона эгоизма? повзрослев, отделив свое Я от мира ребенок становится способен и к тому и к другому.

Reply

gignomai September 16 2012, 08:11:43 UTC
Вот-вот, выше в комментах написали о неразличении малышом своего и чужого, но это - другое. Благодарным может быть только ценящий свое и жертвующий. Но мне хотелось бы понять возможно ли это не через нравственные понятия, норму, императив, до и помимо усвоения таких понятий. Приведенный пример даунов вроде бы в пользу этого. Да и ребенок, по-моему, может отдать дорогое для него тому, кого любит.

Reply

concors September 16 2012, 09:09:08 UTC
выходит что ребенок отдавая дорогое, еще не обособившись от мира, не жертвует, не теряет, не ощущает что отдает себя (что и есть благодарение), так как дооргое еще не свое.
это уж умозрительное весьма соображение.

Reply

gignomai September 16 2012, 09:44:58 UTC
Но я с ним согласен. Что не ценим, то отдать ничего не стоит, это как выбросить.

Reply


Leave a comment

Up