маленькие дети не оперируют абстрактными понятиями. Но если они не обладают представлением о том, что такое любовь, это вовсе не значит, что они не любят.
так речь не о любви, а о благодарности. любовь они испытывают. и ответная любовь кажется им _естественной_. поэтому они действительно не испытывают благодарности - это понятие достаточно абстрактное. оно подразумевает, что им "подарили некие блага". между тем как эти блага для них видятся просто естественной вещью, вроде солнца или лета. и да, не знаю насчет подросткового - но лет до 5-6 они просто об этом не задумываются.
Вот тут, я подозреваю, какая-то токая грань между "иметь понятие о" и "испытывать". За нашим понятием о даре и благодарности, действительно, стоит представление о даваемом благе. Но чувство, переживание, желание как-то порадовать того, кто порадовал тебя...? А жалость, сострадание к тому, кому плохо, больно, испытывают маленькие дети? Моя собеседница и это отрицала - потому, что ребенок не может представить себя на месте другого?
на примере собственных четырех детей могу сказать - понятие жалости и сострадания приходится буквально вводить по капле. то есть вот сейчас я годовалому мальчику объясняю: "гладь кошку, не хлопай ладошкой по морде - ей больно". и теперь - да, уже гладит. еще несколько месяцев назад - не понимал разницы. так что Ваша собеседница не так уж неправа - маленький ребенок ориентирован на собственные переживания, _переключить_ его на переживания другого - задача взрослого, который обращает на это его внимание.
а вот желание порадовать того, кого любишь (но не того, кто порадовал тебя! - этой связки еще нет) - безусловно, есть уже и у самых маленьких. поцеловать. обнять. угостить. в год мальчик у меня уже хорошо знает, что меня можно порадовать вымытой чашкой или принесенным цветком из огорода - и с наслаждением выполняет эти действия :)
А я тогда еще спрошу. Вы как-то различаете желание получить одобрение (и за вымытую чашку и за "правильное" обращение с кошкой) и, с другой стороны, переживание радости от Вашей радости или сочувствие кошке, которой может быть больно?
Вот-вот. В нежном возрасте был поражён словами Льва Толстого об Андерсене (по воспоманиниям Максима Горького).
Л.Н. высказался в том смысле, что Андерсен был очень несчастный человек и оттого писал сказки для детей: ему хотелось, чтобы дети его пожалели. А потом добавил, что Андерсен не знал того, что дети не умеют жалеть. Они не знают, что такое жалость.
Не скажу, что я совсем не понимаю этого, но все-таки остается вопрос. Все-таки "уметь жалеть" и "знать, что такое жалость" - это одно ли и то же? Точнее, наверно, можно спросить так: что из себя представляет это знание, которого им не хватает? Это ведь не теоретическое понятие и не научное знание, но что?
Мммм... ну Толстой, тот точно эти вещи не разводил и второе предложение использовал в значении "не ведают жалости" = не испытывали, не встречались с ней (что, конечно, уже чересчур).
А если по сути... честно говоря, не совсем эту суть понял. Мне всегда казалось, что в психическом развитии знания вторичны по отношению к умениям. Ваша психологиня не ставит ли телегу впереди лошади? Или Вас интересует феноменологическая структура жалости?
Да нет, мой вопрос проще. В бытовой речи "не ведает жалости" значит просто неспособный к жалости. Но в чем, по-Вашему,мысль Толстого - фраза "они не знают жалости", просто повторение того, что они "не умеют жалеть" другими словами, или это некоторое объяснение "неумения", безжалостности отсутствием какого-то "знания" - ну, например, способности увидеть, почувствовать происходящее глазами или кожей другого существа (хоть той же кошки)?
мне жалко этих детей
+не сформировалось понятие об этом +
маленькие дети не оперируют абстрактными понятиями. Но если они не обладают представлением о том, что такое любовь, это вовсе не значит, что они не любят.
ужас.
Reply
любовь они испытывают. и ответная любовь кажется им _естественной_. поэтому они действительно не испытывают благодарности - это понятие достаточно абстрактное. оно подразумевает, что им "подарили некие блага". между тем как эти блага для них видятся просто естественной вещью, вроде солнца или лета.
и да, не знаю насчет подросткового - но лет до 5-6 они просто об этом не задумываются.
Reply
А жалость, сострадание к тому, кому плохо, больно, испытывают маленькие дети? Моя собеседница и это отрицала - потому, что ребенок не может представить себя на месте другого?
Reply
так что Ваша собеседница не так уж неправа - маленький ребенок ориентирован на собственные переживания, _переключить_ его на переживания другого - задача взрослого, который обращает на это его внимание.
а вот желание порадовать того, кого любишь (но не того, кто порадовал тебя! - этой связки еще нет) - безусловно, есть уже и у самых маленьких. поцеловать. обнять. угостить. в год мальчик у меня уже хорошо знает, что меня можно порадовать вымытой чашкой или принесенным цветком из огорода - и с наслаждением выполняет эти действия :)
Reply
Reply
В нежном возрасте был поражён словами Льва Толстого об Андерсене (по воспоманиниям Максима Горького).
Л.Н. высказался в том смысле, что Андерсен был очень несчастный человек и оттого писал сказки для детей: ему хотелось, чтобы дети его пожалели. А потом добавил, что Андерсен не знал того, что дети не умеют жалеть. Они не знают, что такое жалость.
Reply
Reply
А если по сути... честно говоря, не совсем эту суть понял. Мне всегда казалось, что в психическом развитии знания вторичны по отношению к умениям. Ваша психологиня не ставит ли телегу впереди лошади?
Или Вас интересует феноменологическая структура жалости?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment