Очень интересно. Спасибо. Никогда бы не подумал, что это место можно всерьез воспринимать как доказательство, в том смысле, как сейчас понимают доказательство
я понимаю так, что это якобы доказательство бессмертия души хотя и действительно является доказательством, но не совсем бессмертия души, а лишь того что понятие мёртвой души есть оксюмарон. И это доказательство вовсе не имеет в виду, что будто бы оно доказало что будто бы душа не может перестать быть. Душа вполне может перестать быть. И в этом смысле она не есть бессмертная. А бессмертна она лишь в том смысле (который как раз и имеется в виду в данном доказательстве), что она не может быть мёртвой. Просто потому что став мёртвой, она перестанет быть душой.
Все же насколько они серьезней относились к словам, чем мы. То, что для нас просто жонглирование словами, для них нечто почти священное. Но в данном случае как-то даже по его собственным посылкам не получается, мне кажется. Тройка несовместима с четностью, поэтому она "отступает и гибнет при ее приближении". Душа как животворящее начало несовместима со смертью, поэтому она отступает и гибнет при ее приближении. Что можно на это возразить?
Откуда же у нас может быть уверенность, что про животворящее начало, душу, можно сказать, что она сама жива?
Но ведь, по крайней мере в приведенном отрывке, Сократ и не говорит что душа жива, а говорит лишь что она бессмертна? Бессмертна в том смысле, что смерть не принимает. И точно это видимо следует понимать так, что она необходимо оживляет то, с чем входит в контакт, она не может быть в контакте с мёртвым, "принимать" мёртвое. Сама она видимо и не живая и не мёртвая, она по ту сторону жизни и смерти. Но всё-таки ближе к жизни, к "быть живой", раз уж она именно оживляет, а не мертвит. Она мета-живая - так вроде по логике получается.
Вот все же наша выучка требует сначала дать определения, а потом рассуждать. Или ладно, не давать определений, но тогда уж четко сказать, что такие-то понятия неопределяемы и четко прописать свойства, которые им приписываются. Скажем, можно сказать, что душа - это то, что присутствует в живом и отсутствует в неживом. Но тогда не надо говорить, что живое - это то, в чем присутствует душа, надо определить как-то иначе. Можно и живое не определять - следовательно, и неживое тоже - но дать четкие критерии отличия одного от другого. А так ведь это поэзия одна, но не доказательные рассуждения.
"3. Не то - сами идеи. Сократ легко убеждает собеседников, что большое само по себе никак не совместимо с малым самим по себе, оно не может быть и большим, и малым. Метафорически он выражает это так: большое либо отступает и бежит с приближением врага, малого, либо гибнет, если тот приблизится вплотную."
именно поэтмоу смир идея ест ьмир множестенности
идея различают материю и в синтезе есть реальные вещи,в которых несовместимое по идее, совместно в живой реальности
Это так, но ведь материя обеспечивает ещё бОльшую множественность (радикально бОльшую), нежели мир идей. Например одна идея чашки в материи дробится на огромное число единичных чашек-экземпляров. Две идеи "большое" и "малое" в материи дробятся на бесконечное число относительно больших и относительно малых вещей.
Comments 65
Reply
Reply
Reply
Reply
Но в данном случае как-то даже по его собственным посылкам не получается, мне кажется. Тройка несовместима с четностью, поэтому она "отступает и гибнет при ее приближении". Душа как животворящее начало несовместима со смертью, поэтому она отступает и гибнет при ее приближении. Что можно на это возразить?
Reply
Reply
Reply
Но ведь, по крайней мере в приведенном отрывке, Сократ и не говорит что душа жива, а говорит лишь что она бессмертна? Бессмертна в том смысле, что смерть не принимает. И точно это видимо следует понимать так, что она необходимо оживляет то, с чем входит в контакт, она не может быть в контакте с мёртвым, "принимать" мёртвое. Сама она видимо и не живая и не мёртвая, она по ту сторону жизни и смерти. Но всё-таки ближе к жизни, к "быть живой", раз уж она именно оживляет, а не мертвит. Она мета-живая - так вроде по логике получается.
Reply
Reply
хорошо, что у платона была иная выучка. иначе он ничего не смог бы нам рассказать :)
Reply
Я говорю же, они иначе относились к языку. А вот Евклид в этом смысле практически наш современник.
Reply
именно поэтмоу смир идея ест ьмир множестенности
идея различают материю и в синтезе есть реальные вещи,в которых несовместимое по идее, совместно в живой реальности
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment