основной вопрос 11: Гуссерль, шаг третий

Jan 24, 2010 22:54

Но как сказать (и ясно, артикулированно помыслить) об этом феномене? Слова, как было сказано, неизбежно привносят трансцендентные смыслы, интерпретацию. А именно интерпретации и нужно избежать, удержав чистый, само-данный опыт. У В.Молчанова во вступительной статье к «Логическим исследованиям» - аналогия с переводом. Говорят, что всякий перевод ( Read more... )

Гуссерль

Leave a comment

Comments 25

sergius_v_k January 24 2010, 21:01:47 UTC
мы имеем две абсолютные данности - данность явления и данность предмета - Ты имеешь?

Reply

gignomai January 24 2010, 21:51:05 UTC
Если я правильно понял Г., то да. Я его понял так: мне с одинаковой очевидностью даны воспринимаемое (явление) и акт восприятия как интенциональная работа сознания. Ты понял его так же или иначе?

Reply

readership January 25 2010, 00:34:48 UTC
он говорит о времени и соответственно памяти, без чего не может состояться предмет.
на самом деле, без времени не может состояться и само явление, что есть момент :)

честно говоря, внимание к Гуссерлю меня удивляет. После Канта идеологически он сугубо вторичен. А записать в тетрадку собственные ощущения всякий может. но это я так, "в воздух", не обращайте внимание.

Reply

gignomai January 25 2010, 10:44:35 UTC
я тыкаюсь в разные стороны довольно хаотически, ибо не знаю единственного пути.
А "записать в тетрадку собственные ощущения" - это про Гуссерля?

Reply


meixon January 24 2010, 22:47:52 UTC
Но самое главное в том, что феномен, явление Гуссерль выносит за скобки, оставляя только феномен сознания. Ему интересны восприятия как принадлежащии сознанию. Или я не прав?

Reply

gignomai January 25 2010, 10:29:35 UTC
В этом, что у него только феномен сознания, по-моему, Вы правы. Он убежден в том, что с абсолютной очевидностью нам дано только сознание, имманентное, всё сверх этого - придумывание, интерпретация. Но феномен сознания - это не психический феномен, поскольку наше я, психика, взятые не феноменологически, не как данные сознанию - тоже придуманы. Вся его последующая работа, как я понял, - это осторожное расширение области самоочевидной данности.

Reply


meixon January 24 2010, 23:01:08 UTC
Мне представляется, что пока мы не разберемся в "простых вещах" - в том, как относиться наша мысль к внешне данному, как устроено знание о простейшем неорганическом мире, мы не продвинемся в более сложных вопросах, например, в вопросах о сознании, дальше выдумывания произвольных конструкций, занимательных фикций.

Reply

gignomai January 25 2010, 10:38:28 UTC
Понимаете, с тем, что надо сначала разобраться в "простых вещах", я совершенно согласен. Но такое впечатление, что самые "простые вещи" у нас не одни и те же. Для Гуссерля (и на данный момент для меня) данное сознанию проще и первичней, чем то, как относится наша мысль к внешне данному. Тут еще важна личная задетость, резонирование своим вопросам: мне труднее всего в Гуссерле то, что я не вполне сочувствую его пафосу философии как строгой науки, и надеюсь, что через темы, которые обсуждают Деррида и Марион (они меня прямо задевают), я лучше пойму и Гуссерля, и то, что обсуждаете Вы.

Reply

именно ext_214556 January 26 2010, 16:56:39 UTC
ну вот и Декарт и Гуссерль начинают с этих самых простых вещей: в процедурах сомнения и эпохэ соотвественно.

Reply

Re: именно meixon January 26 2010, 18:18:18 UTC
Гуссерль точно начинает не с этих простых вещей

Reply


Leave a comment

Up