Apr 26, 2009 00:30
У Тони умерла мать. Только вчера она получила телеграмму. Однако ее главная забота в эти дни - уйти с завода и уехать в Иркутск. Телеграмма о смерти матери - новый козырь в разговоре с начальством.
У фонтана зенитная батарея. Землянки, врытые в землю, орудия с вложенными кассетами. Навес для дневального, сделанный из фанеры с какой-то иностранной тары (фабричная марка: песик с бантом). Дневалит женщина, не в форме, повязанная белой косынкой. Зенитчики босиком отпиливают от навеса какую-то балку. Ежедневно в 11 часов занятия. Командир ходит в середине и покрикивает таким тоном, как цыган, выступающий с медведем: «А ну ка покажи…».
К разговору с Н.М. (см. ниже). Из биографии Гельмгольца: «Совпадение необыкновенно выдающейся работы молодых гениев с их помолвкой или бракосочетанием составляет частое явление. Оно казывает на то, что с деятельностью основн. потребности организма связана чрезвычайная работоспособность других органов, особенно мозга… В период спаривания высших животных, особенно у птиц, появляются особые украшения, танцы, бои».
На базаре продают много зажигалок, пресловутых со времен гражданской войны, но появилось и новое: ложки».
О! Вот и обо мне. А то я думал: я-то где же?
У Вовки уже появились чуковские слова: вместо пеленка - стелечка (стелить). Правда, быть может, он говорит теленка, а это чуковское - в воображении отца.
На улицах много военных с бронзовыми медалями «За оборону».
Жизнь течет по-старому или м.б. за 2 года новизна положения исчезла. На улицах Казани не только продают, но и покупают цветы.
На углах раненные человек по 5-6, от проходящих они держатся отдельно: общее для них ранение и коммерческие дела.
По базару в исподних штанах, в халате, выставив напоказ голую грудь и забинтованную култышку руки, прогуливается раненный.
Дипломатический корпус возвратился в Москву. Возвращаются все театры. Вышло постановление о восстановлении хозяйства в освобожденных районах. Начали изучение книги Сталина «О Великой отечественной войне Сов. Союза».
На улицах темно. Ели видны силуэты проходящих. Кое-где светятся светлячки окурков.
В Омске на базаре. На бревне для привязи лошадей сидят раненные с папиросами и сахаром. К бревну прислонены костыли.
Сегодя повезло - трамваи ходят нормально. Вагон, правда, опять обвешан снаружи, но это любители свежего воздуха. Полная темнота. По плащу скребется небритый подбородок стоя засыпающего соседа. Он не один. Проезжающий навстречу автомобиль своими прорезями в фарах освещает еще многие спящие лица, прислоненные к стене или к плечу тоже дремлющего соседа. Все окна открыты (вернее, не все забиты фанерой). По вагону гуляет ветерок. Однако повисшие снаружи отчасти правы. Толчок. Всё спрессовывается к переднему выходу. И обратно идет неприятная волна.
Разговор с Н.М. начался со следующего: ему пришлось в воскресенье работать. «А знаете (только это по секрету от домашних) я не против. По крайней мере, смогу спокойно позаниматься».
Далее рассказал: дома никогда не было возможности заниматься любимой математикой. Это потому что жена была низкого уровня. То, что непосредственно не связано с заработком, не считается необходимым и поэтому условий для домашней работы не создают. оже со скрипкой. При людях делается вид, что гордятся занятиями Н.М., а только гости уйдут, Н.М. спросит: «Можно поиграть, Люся?» - «Только не сейчас». Она терпеть не может скрипку. Далее воспоминания: «Из-за этого самодурства многое я потерял! После института я хорошо устроился на заводе Сталина. Не буду хвалиться, меня стали считать специалистом по инструментальным печам. Так заставили перейти работать в [нрзб.] промышленность, чтобы работать с ее братом.
Потом немного начал смягчать. «Я понимаю, если бы было хотя бы 2 комнаты, где можно было бы уединиться, м.б. все было бы иначе. Но все же…».
В разъяснение фразы «по уровню ниже нас» рассказал анекдот о ее сестрах. «Одна кончила только 9 классов, другая, правда, десятилетку. Поехали отдыхать в Батуми. ам познакомились с культурной армянской семьей. Семья высокой культуры с артистическим уклоном. Девушки тоже решили представиться эквивалентными. Сказали, что кончили консерваторию, инграют на рояли (не знаю, известен ли им оборот «по классу рояля»). Представьте, какой был конфуз, когда на следующий вечер эта армянская семья решила устроить концерт с участием «московской пианистки»».
1.IX.43
отец,
история,
Казань,
память