реальность и методология: мое резюме обсуждения

Apr 26, 2009 23:26

Ну вот, дождался момента, когда Кактус с Бронзой подустали драться, перечитал все обсуждение (http://gignomai.livejournal.com/192214.html) и кое-что, кажется, понял.
Как я понял, Кактус видит ситуацию с реальностью, сознанием, мышлением и т.д. так.
1. В начале есть (в сознании) нерасчлененный синкрет, месиво, в котором, в частности, нет никакого Я и того, что вне Я. Про это месиво, если и можно сказать, что оно дано, данность, то никому, просто дано, есть. Это - реальность. Думаю, что сказанное Кактусом где-то вначале, что реальность у каждого своя, не совсем аккуратно сказано, так как она ничья. И сознание ничье, просто сознание. Да, наверно, неточно говорить и то, что реальность в сознании. Она и есть сознание. Все едино. (Не удержусь, сравню: Атман есть Брахман).
2. Реальности-сознанию свойственна интенциональность, интендированность вовне, которая и порождает бесплодное представление о том, что, помимо этой реальности-в-сознании, есть еще какая-то реальность «на самом деле». К этому пункту еще придется возвращаться, из-за него весь сыр-бор.
3. Появляется доска, она же верстак - то, на чем будет осуществляться работа с реальностью как материалом. Для этого на доске рисуется феноменальная картинка реальности, которой придается статус того, что «на самом деле».
4. Теперь в дело включается мышление. Оно начинает деконструировать реальность на «объект» и само мышление, на то, что есть, и то, что делается с тем, что есть. Вот тут появляется прием разнесения уже по двум, ортогональным, доскам, объектно-онтологической, и оргдеятельностной.
5. Особое место - у рефлексии, которая направлена на сами акты интендирования и, далее, акты мышления, как на внеположные мышлению.
5. Эта работа - многоаспектная и многошаговая - и разворачивает универсум деятельности со всем его богатством.
Вот вроде бы так. Методология по Кактусу.
Теперь, что возражает Бронза-Ридершип. Он бьет Кантом и говорит, что вся эта Кактусова логика - трюкачество, нежелание замечать, что настоящая реальность, она же вещь-в-себе, она же ноумен, хотя и недоступна нашему познанию-мышлению, есть, иначе весь этот сыр-бор - пустое, ни о чем. Кактус на это возражает, что Кант в главном с ним, с Кактусом, поскольку ноумен - это мыслительный принцип, ничего больше. Он полагается мышлением.
Для Бронзы нерв ситуации - в трансцендентном барьере, не дающем прорваться к реальности-ноумену.
Для Кактуса и объект, и знание о нем, и трансцендентный барьер между ними творятся мышлением, причем все время заново и по-новому.
Для Бронзы такое вытаскивания себя за волосы, если и имеет смысл, но совсем не то, что Кант - «у него Ноумен!».
Что до меня самого, мне «методологический поворот» по-прежнему представляется приемом, в котором произведено сознательное отвлечение от некоторых вопросов, которые неплодотворно обсуждать тому, кто желает мыслить, чтобы действовать. Чтобы действовать. Но на досуге эти вопросы все равно возвращаются.
Previous post Next post
Up