субстанциально ли я?

Jan 16, 2009 19:25

Ну вот и Мартынов убеждает меня в том, что "я" не субстанциально...
Моя личность, или мое "я", отличается от другой личности, или от "я" другого человека, не какими-то там субстанциональными качествами, но лишь тем, что занимает другую точку в системе координат пространственно-временного каркаса, в силу чего одни и те же предметы и явления, видимые ( Read more... )

я, антропология

Leave a comment

Comments 27

alexandrg January 16 2009, 17:33:37 UTC
+++нет никакого моего "я" - есть конфигурация предметов и явлений или конфигурация фактов, которая создает иллюзию существования моего "я".+++

Сразу же вспоминается Декарт: а у кого именно возникает эта иллюзия? :)

Reply

gignomai January 16 2009, 18:40:08 UTC
Ну, тут он несколько неловко выразился. Он отрицает не существование, а субстанциональность. Это, вроде бы, не одно и то же. Эта "конфигурация предметов и явлений" и отражает окружающее и, извернувшись, себя самоё: "зеркало зеркалу снится..." - так бы он, я думаю, Вам бы возразил.
Это похоже на буддистское понимание: "я", как и все сущее, - совокупность дхарм, которые вспыхивают и гаснут.

Reply


akula_dolly January 16 2009, 18:05:24 UTC
Мартынов, whoever he is, и прав и неправ. Что "мое "я", отличается от другой личности, или от "я" другого человека, не какими-то там субстанциональными качествами, но лишь тем, что занимает другую точку в системе координат пространственно-временного каркаса, в силу чего..." - это чистая правда. Но из этого никак не следует, что Я несубстанциально или что "что нет никакого моего Я" - еще как есть и еще как субстанциально. Просто оно по природе своей одно-единственное, двух разных не может быть.

Reply

gignomai January 16 2009, 18:43:38 UTC
Это как же понимать? Т.е. Ваше Я и моё Я - это одно и тоже Я, но сущее одновременно в Петербурге и Москве? Мы как бы его разные обнаружения?

Reply

akula_dolly January 16 2009, 18:47:40 UTC
Конечно. Тат твам аси.

Reply

gignomai January 17 2009, 09:36:12 UTC
А по-нашенски это пантеизм называется :)

Reply


readership January 17 2009, 01:37:40 UTC
конечно, Я не субстанциально. хотя мне очень не понравилась приведенная формулировка. но субстанциально сознание.

Reply

gignomai January 17 2009, 06:55:02 UTC
А чем не понравилась формулировка? Это тот случай, когда верный тезис неверно обосновывается?
И еще позвольте вопрос: сознание, по-Вашему, индивидуально (мое, Ваше и т.п.) или внеиндивидуально?

Reply

readership January 18 2009, 02:43:05 UTC
Мартынов мне симпатичен. вот и эта его интуиция. но высказана она уж больно наивно, то есть, она всего лишь угадывается. впрочем, тут есть объективная трудность - опасно в таких вещах использовать пространственные метафоры и, в то же время, совсем без них нам не обойтись. уж так язык сложился... приходится как-то выкручиваться, затушевывать. а него слишком "в лоб", что стимулирует неверное понимание.

сознание, в моем представлении, и то, и то. у каждого свой "выход" в сознание. или сознание в каждого "входит" по-своему. так что вполне правомочно говорить об индивидуальности.

Reply

gignomai January 18 2009, 08:43:11 UTC
Спасибо, но все же непонятно с Мартыновым: какое неверное понимание он стимулирует?
А с сознанием понял, и это мне близко.

Reply


olgaw January 17 2009, 05:44:35 UTC
Замечательное рассуждение, но вот незадача -
Я - ЕСТЬ

Reply

gignomai January 17 2009, 09:37:21 UTC
Рад слышать Ваш бодрый голос. С прошедшими праздниками!

Reply

olgaw January 18 2009, 15:04:24 UTC
И вас тоже, а кроме того
Христос Крещается!

Reply


geopontifik September 4 2009, 11:47:53 UTC
А если зайти с другого бока?

Мое я для меня является необходимым условием, чтобы любой другой опыт, (в т.ч. время, пространство, сознание и т.д) мог состояться?

(флешмоб: Владимир Ростиславович, это Кирилл, работавший некогда в "Гнозисе". Чрезвычайно скорблю, что с моим уходом оттуда наши короткие разговоры прекратились. Подобного общения не хватает)

Reply

gignomai September 4 2009, 13:03:26 UTC
О, Кирилл! Рад встрече, хоть и виртуальной. Чем сейчас занимаетесь?
А с я этим я так и не разобрался. Или я со мной не разобралось. Или яяя друг с другом никак не выяснят отношения...

Reply

geopontifik September 4 2009, 16:43:58 UTC
С ним вообще невозможно разобраться. Потому что смотреть на него всегда получается не в ту сторону...

Reply


Leave a comment

Up