субстанциально ли я?

Jan 16, 2009 19:25

Ну вот и Мартынов убеждает меня в том, что "я" не субстанциально...
Моя личность, или мое "я", отличается от другой личности, или от "я" другого человека, не какими-то там субстанциональными качествами, но лишь тем, что занимает другую точку в системе координат пространственно-временного каркаса, в силу чего одни и те же предметы и явления, видимые ( Read more... )

я, антропология

Leave a comment

readership January 17 2009, 01:37:40 UTC
конечно, Я не субстанциально. хотя мне очень не понравилась приведенная формулировка. но субстанциально сознание.

Reply

gignomai January 17 2009, 06:55:02 UTC
А чем не понравилась формулировка? Это тот случай, когда верный тезис неверно обосновывается?
И еще позвольте вопрос: сознание, по-Вашему, индивидуально (мое, Ваше и т.п.) или внеиндивидуально?

Reply

readership January 18 2009, 02:43:05 UTC
Мартынов мне симпатичен. вот и эта его интуиция. но высказана она уж больно наивно, то есть, она всего лишь угадывается. впрочем, тут есть объективная трудность - опасно в таких вещах использовать пространственные метафоры и, в то же время, совсем без них нам не обойтись. уж так язык сложился... приходится как-то выкручиваться, затушевывать. а него слишком "в лоб", что стимулирует неверное понимание.

сознание, в моем представлении, и то, и то. у каждого свой "выход" в сознание. или сознание в каждого "входит" по-своему. так что вполне правомочно говорить об индивидуальности.

Reply

gignomai January 18 2009, 08:43:11 UTC
Спасибо, но все же непонятно с Мартыновым: какое неверное понимание он стимулирует?
А с сознанием понял, и это мне близко.

Reply

readership January 18 2009, 15:10:12 UTC
= какое неверное понимание он стимулирует?

ну например, что Я обусловлено вот этим индивидуальным "входом", лишь тем, что занимает "другую точку в системе координат". однако Я это, так сказать, высшая форма, уже осознание сознания. в этом смысле червяк ничуть не менее индивидуален, но у него нет нашего Я.

Reply

gignomai January 18 2009, 16:55:24 UTC
Да... любопытно. Для меня некоторую трудность составляет совмещение/различение того, что человек сознает, и того, что есть независимо от осознания.

Reply

readership January 18 2009, 17:05:19 UTC
:)

думаю, совмещение случится, когда мы станем богами. а различать заставляет логика, и нужно честно сказать, что более ничего.

Reply

gignomai January 18 2009, 17:18:18 UTC
Хм... Но ведь о том, что есть на самом деле, не только сознание сообщает.

Reply

readership January 18 2009, 17:22:41 UTC
не уверен, что понял...

на всякий замечу, что логика не случайно происходит от Логоса.

Reply

gignomai January 18 2009, 21:24:46 UTC
Сейчас, к вечеру, я сам перестал понимать. Завтра перечту.

Reply


Leave a comment

Up