Закончил с разбором «Краткого трактатаС о Боге, человеке и его блаженстве». Это самое раннее произведение Спинозы, но в нем уже все вроде главное есть уже. Причем без этого more geometrico, который меня, честно сказать, напрягает. А этот очень хорош!
Две особо запомнившихся вещи - это его доказательство бытия Бога и его учение о свободе, точнее о
(
Read more... )
Comments 39
- неверно.
Преп. Максим так не считает.
Свобода выбора между добром и добром (например, между монашеством и браком) имеет место и последствием греха не является.
Reply
Думаю, что Вы ошибаетесь. Но как раз предполагаю освежить в памяти "Диспут с Пирром", до того от дискуссии воздержусь.
Reply
Хотел написать об этом же, Вы опередили. Свобода не сводится к выбору между добром и злом. Человек имеет свободу безотносительно к грехопадению.
Reply
Вы возражаете на то, чего я не утверждал.
Во-первых, отрицает свободу Спиноза, но не Максим.
Во-вторых, Максим, в моем понимании, не сводит свободу к свободе выбора, а различает подлинную свободу - свободу быть с Богом и выбирать благое и свободу выбора.
Reply
Эти мысли, да в Основание )
Reply
Я пока не вижу, зачем? Все-таки нужно, чтобы просматривалась хотя бы отдаленная связь с поставленными вопросами. Если Вы серьезно, то поясните.
Reply
А я наоборот не понимаю как можно думать о будущем государства не имея ясности относительно личных предельных оснований. И как одно может быть не связано с другим. И как можно пояснить, что связь есть. Как не быть-то?
Reply
Это так. Но выносить в общее пространство все-таки нужно... не знаю как.
Дело в том, что при предполагаемых сильных расхождениях в "личных предельных основаниях" основания другого могут восприниматься как иррелевантные. И нужно специально показать, что это не так.
Ну вот попробуйте вынести туда эти или какие-то того же рода темы. Я - за эксперименты. Посмотрим, что выйдет. Попробуете?
Reply
Всегда интересно встречать словосочетания, о существовании которых сам бы никогда не додумался, "зло как альтернативе добра", например. Пустой кошелёк разве альтернатива полному? Пустой кошелёк это либо символ нонсенса, либо метафора надежды.
"Подлинная, высшая свобода - это свобода от внешних воздействий" - тоже впечатляет, разве это не атомистская "подлинность" редукционизма - иллюзии индивидуального сознания, погружённую в "ересь разделённости", она же самость, она же "гордыня".
Мне кажется, что дилемма тут не в "негативном отношении к свободе выбора", а в необходимости различать свободу горизонтальную, дольнюю, со всей её земной смертной либеральной подлинностью "свободы от внешних воздействий", и свободу вертикальную, которая есть путь в мир горний, где никакого выбора и никакой альтернативы добру нет, где сплошной тоталитаризм духа.
Бытие это крест, вот только с различением перекладин у людей хронические проблемы, как у товарища Саахова с различением своей шерсти и государственной.
Reply
Тут погрешности моего изложения. "Зло как альтернатива добра" - это иллюзия, в которую впал человек, "покушавши" с запретного дерева. Это и привело его к зацикленности на свободе выбора. И Максим, и Спиноза понимают свободу именно как безальтернативное движение к Богу.
Reply
Зло как иллюзия добра.
Reply
Leave a comment