Еще из Спинозы

Jan 08, 2023 12:37


Закончил с разбором «Краткого трактатаС о Боге, человеке и его блаженстве». Это самое раннее произведение Спинозы, но в нем уже все вроде главное есть уже. Причем без этого more geometrico, который меня, честно сказать, напрягает. А этот очень хорош!

Две особо запомнившихся вещи - это его доказательство бытия Бога и его учение о свободе, точнее о ее отсутствии.

Доказательство внешне напоминает онтологическое, Ансельмово. Но на самом деле принципиально другое. Суть: несовершенный, ограниченный ум человека не способен помыслить превосходящее его - совершенство. Спиноза рассуждает так. То, что мы мыслим, либо исходит из нас самих, измысливается, либо привносится извне. Первое невозможно по вышеуказанной причине. Это частный пример общего принципа: низшее не может произвести из себя высшее. Значит - второе. Источником нашего представления о совершенстве является само Совершенство, т.е. Бог. Аминь.



Что до второго, то тут для меня вообще интрига. Любимая мною возможность «сближения далековатого»: Спиноза и Максим Исповедник (наверное, туда же и Гегель, но по недостаточности знания воздержусь утверждать). Общее - в негативном отношении к свободе выбора. Максим ее, как я понимаю, не отрицает, но считает последствием греха, того, что падший человек узнал о зле как альтернативе добра. Подлинная, высшая свобода - это свобода от внешних воздействий, в том числе и от принуждающих к выбору - для реализации в жизни образа Божьего. Спиноза вообще отрицает свободу: всякая вещь, в том числе и человек, реализует свою природу. Отклонения во зло связаны с незнанием этой природы, которая в своем субстанциональном истоке есть сам Бог. Γνῶσι σεαυτόν - этика основана на самопознании.

Я не утверждаю, что учения преп. Максима и Спинозы тождественны. Но перекличка, по-моему, несомненна.

свобода, Максим Исповедник, Спиноза, Бог

Previous post Next post
Up