Через полчаса начнется 10-е занятие. Таня сосредотачивается, Ариша рассылает напоминания, что-то с роликами мудрует… Россия музыкальная собирается у компов, чтобы внимать
( Read more... )
Да, дрогой Владимир, музыка может иметь и религиозное назначение, неся религиозный смысл. Но как религий много, так и назначений. Самой по себе музыки не существует, есть разные произведения. Так что о некой "музыке вообще" мне говорить трудно.
Боюсь, здесь мы разойдемся. Конечно, музыка разная и разного качества. Но напрямую связывать ее с вероисповеданием я бы не стал. Есть музыкальность как восприимчивость к красоте звука, к гармонии и еще многому. И воспитание музыкальности столь же самоценно, как умение читать нужно как ждя чтения Евангелия Христа, так и для чтения Трипитаки. И воспитание такой музыкальности - служение, уверен, Тому, кто есть Путь, Истина и Жизнь.
У Вас свое, воспринятое в определенной культурной парадигме, представление о музыке (и - шире - вообще искусстве) как восприятии и явлении красоты, гармонии, и т.п. Но возможно же и другое представление - музыка как восприятие и явление уродства, дисгармонии и т.п. Все зависит от того, _что_ восприемлется и является посредством последовательности звуков. Вот это восприятие и явление чего-то, что нельзя явить иначе, чем последовательностью звуков, или линией, цветом и т.п. - и есть искусство. Если уж проводить аналогию с изучением чтения и письма, то понятно, что в узком смысле все будет сведено к нотной грамоте. А уж _что_ будет явлено, зависит от "религиозности" в смысле взгляда на мир, от того образа, который воспринят. Кто-то видит (слышит) "гармонию сфер", а кто-то - "скрежет зубовный". "Каждый пишет, что он слышит Каждый слышит, как он дышит Как он дышит, так и пишет"
Дорогой Киприан, поводом для постановки этого вопроса стала работа моей жены. Ее система музыкального воспитания зиждется на двух основаниях: 1) не отбирать способных и готовить профи (это дело нужное, но не ее), а воспитывать способность слышать и восприятие "стихии музыкальности" (не знаю, как иначе назвать), куда входит и красота, и дисгармония, если она зачем-то нужна и 2) как раз опора на активное музицирование - пение, игру на инструментах, танцы - возможно дольше БЕЗ НОТ. Я вижу в том то, что когда-то назвал проторелигиозностью, т.е. те способности человека, которые делают его способным слышать, сострадать, сорадоваться, различать... Как то связано с религиозностью? Вы же наверняка встречали людей, которые не то чтобы атеисты, иноверцы, противники Христа, а просто лишенные восприимчивости ко всей той области, религиозно тупые что-ли. Подозреваю, что такие есть и среди номинально верующих и церковных. Вот в том, на мой взгляд, смысл того, что делает моя жена (хотя такими словами она то не обозначает).
Comments 8
Reply
И воспитание такой музыкальности - служение, уверен, Тому, кто есть Путь, Истина и Жизнь.
Reply
"Каждый пишет, что он слышит
Каждый слышит, как он дышит
Как он дышит, так и пишет"
Reply
Вот в том, на мой взгляд, смысл того, что делает моя жена (хотя такими словами она то не обозначает).
Reply
Reply
Leave a comment