Через полчаса начнется 10-е занятие. Таня сосредотачивается, Ариша рассылает напоминания, что-то с роликами мудрует… Россия музыкальная собирается у компов, чтобы внимать.
Итак, в онлайн-школе «Каждый ребенок - музыкант» всё идет по плану.
А вот с «народным финансированием» проекта дело швах. Застой. Уже ясно, что следующий сезон надо будет делать без него, сделав школу платной. Сейчас как бы дотянуть хотя бы до половины запрошенной суммы, чтобы не сгорело собранное - таков у них на Планете закон (т.е. не сгорят деньги, а вернутся жертвователям).
Интересный получается социологический и социально-педагогический эксперимент. Результат явлен, в чем причины?
Как-то это, наверно, связано с ковидом. На вчерашнем моем посте с вопросом про эту бяку число комментов перевалило за двести, кажется. У моих постов про школу - ничего. И никому не приходит в голову перепостить у себя.
Но тут, видимо, большее. Отношение к музыке и музыкальному воспитанию. Люди проходят мимо с ощущением «не моё». И тогда вопрос: а в самом деле, зачем?
Можно ставить глобальный вопрос: «зачем музыка»? Можно более узкий: «зачем специально воспитывать музыкальность» - не учить музыке способных, а воспитывать всех, как делает Таня?
Ответы, кстати, не очевидны. Вот подвернулось у Г.П.Щедровицкого в лекциях про оргдеятельностные игры: «В чем, скажем, назначение музыки? В 20-е гг. советские искусствоведы видели назначение музыки в том, что она повышала производительность труда людей, которые ходили слушать музыку. И в те же 20-е гг. московские психологи пытались выяснить, объективными и точными методами, насколько повышается потенция к труду после слушания музыки. Сейчас мы далеки от этого вульгарного социологизма, и мы считаем, что музыка существует сама по себе как элемент человеческой культуры и бессмысленно спрашивать, в чем ее назначение». Но я не вполне согласен в том с Г.П. Такого рода ответы (из того ряда и хайдеггеровское «Требовать от философии пользы значит требовать от нее слишком много») оправданы как оборона от утилитаристов, ищущих от всего пользы материальной. Но назначение, смысл, место в составе целого должны быть у всего, что делает человек! Должны - в том смысле, что иначе этого не нужно делать. И не нужно поддерживать тех, кто делает - ни деньгами, ни хвалой, ни распространением информации. А если такое назначение, такая «польза» есть, то нужно.
Вот то и стоит обсудить - вопрос: нужны ли и, если нужны, то зачем музыка и всеобщее музыкальное воспитание?
Я пока ограничусь одним ответом. Назначение музыкального воспитания - антропологическое, точнее антропотехническое: роль в становлении человека. Можно, пожалуй, сказать: религиозное (адресуюсь к друзьям, кому это важно - к
kiprian_sh, например). А можно, как Олег Генисаретский, сказать, что назначение искусств (а значит, и художественного воспитания) все больше становится терапевтическим. θεραπεία, кстати, значит не только «лечение», но и служение, почитание. Кнехт в «Игре в бисер» ушел из Касталии служить - учить детей музыке.
Но и лечить. Мир болен - ему нужна музыка!
А поддержка нашего проекта - и финансовая, и информационная - все еще актуальна. Это - здесь:
https://planeta.ru/campaigns/166980.