о человеке на языке математики

Oct 04, 2021 17:44

Почитали и обсудили с КП статью американского философа науки Джона Эрмана (Earman) с длинным названием «Законы, симметрия и нарушения симметрии; инвариантнрость, принципы сохранения и объективность». Любопытно. Вот некоторые мысли - вперемешку автора и наши, возникшие в связи ( Read more... )

свобода, математика, симметрия, физика, случайность, закон, человек

Leave a comment

Comments 28

staerum October 4 2021, 14:52:18 UTC
Значит разрушение симметрии лежит в сфере причинности, которая не управляется элементарным уровнем? "в нем происходят события, не вытекающие из этих законов, производящие в мире асимметрии" - выходит причинность форм (асимметрий) в мир входит не из-за законов физики, а откуда-то извне. Ну да, per se, трансценденталист. С другой стороны как назвать философскую позицию, где всякая причинность новизны сброшена на случайность. τυχαίσμός

Reply

gignomai October 4 2021, 17:06:01 UTC
Думаю, нужно уточнять понятие причинности. Считать ли причиной того, что камень летит по баллистической кривой по причине законов, управляющих движением (инерции и тяготения), или того, что кто-то его бросил, создав начальный импульс?

Reply

staerum October 4 2021, 17:18:55 UTC
Причина того, что камень летит по баллистической траектории - законы, а того, что попадает в цель - начальный импульс.

Reply

gignomai October 4 2021, 17:23:29 UTC
Ну... это Ваше воззрение далеко от общепринятого :))

Reply


miya_mu October 4 2021, 15:02:05 UTC
Очень любопытна мысль о возникновении новых симметрий.
Метафизика в своем классическом понимании, конечно, разрушает парадокс, - в том смысле, что существует некая сила, оформляющая хаос. При этом материи свойственна неустойчивость, она относительно легко теряет заданные структуры, дух же (в самом общем его понимании) стремится вернуть ее к оформленности.
Отсюда идея позитивного (оптимистического) гностицизма о человеке как презентации высших сил в тварном мире, то есть его, человека, демиургической потенции, в свете обязанности блюсти этот мир от распада.
Мое любимое противостояние средневековой и возрожденчксой концепции)). Интересно, что в китайском, скажем, инь-яньском дуализме эта проблема вообще отсутсвует. Очень, очень интересный вектор для размышления, спасибо.

Reply

gignomai October 4 2021, 17:13:08 UTC
Не совсем понял, в чем противостояние. Возрожденческая концепция это, понятно, гностицизм. А разве средневековье, видевшее в человеке образ Божий, не рассматривало его, если пользоваться этим языком, как "презентацию высших сил в тварном мире"?

И про Китай не понял - какая проблема там отсутствует?

Reply

miya_mu October 4 2021, 18:07:49 UTC
В Китае отсутствует проблема симметрии, если я не ошибаюсь. Совсем другой подход к действующим силам.

Возрожденческий гностицизм оптимистичен, как это обычно называют, ничего подобного в Средневековье, конечно же, нет, ни о какой демиургичности человека еще не думали. Подходы к ней появляются только после Петрарки и, кажется, только на итальянской территории, а уж переводы герметического корпуса это вообще конец 15 века.

На самом деле, надо почитать, что думали о человеке схоласты. Что-то мне сдается, что его место в мироздании кроме Рамона Льюля никто и не разрабатывал, да и там представлена всего лишь лестница сущностей, без всякой особой роли.

Reply

gignomai October 4 2021, 18:22:03 UTC
Я не знаю точно, когда возникла идея синергии, сотворчества человека и Бога, но в святоотеческом богословии она присутствует.

Reply


alexbreeze October 4 2021, 15:18:34 UTC
очень интересно. А что это дает в прикладном плане? И ли перспективе?

Reply

gignomai October 4 2021, 16:57:25 UTC
А какого рода приложение Вы могли бы помыслить от умозаключений такой общности?

Reply

alexbreeze October 4 2021, 17:20:17 UTC
так понятия не имею, поэтому и спросил

Reply

gignomai October 4 2021, 17:26:47 UTC
Ну я бы так ответил, что, способствуя пониманию того, как всё устроено, эти суждения помогают мышлению, которое в свою очередь используется при решении задач, в том числе и имеющих прикладное значение.

Reply


Leave a comment

Up