о человеке на языке математики

Oct 04, 2021 17:44

Почитали и обсудили с КП статью американского философа науки Джона Эрмана (Earman) с длинным названием «Законы, симметрия и нарушения симметрии; инвариантнрость, принципы сохранения и объективность». Любопытно. Вот некоторые мысли - вперемешку автора и наши, возникшие в связи.
Автор - трансценденталист: нет «законов природы», есть законы физики (в широком смысле: естественных наук), произведение ученых. Эти законы, как известно, могут быть представлены в виде инвариантов симметрических преобразований пространства-времени (теоремы Нётер о связи законов сохранения с симметриями). Подчиняется ли феноменальный мир этим законам?
Отчасти. Физический мир конституируется законосообразными процессами и при этом в нем происходят события, не вытекающие из этих законов, производящие в мире асимметрии. Эти асимметрии выполняют роль начальных и граничных условий.
И вот что: именно благодаря этим нарушениям симметрий мы имеем наблюдаемое феноменальное разнообразие. Если вообразить мир целиком «физический», симметричный, то это будет Парменидово самотождественное сущее, топологически эквивалентное точки (ведь по Евклиду точка - это то, что не имеет частей). Чтобы, например, получить механический мир Ньютона нужно примыслить невесть откуда возникший толчок, задавший начальное условие: движение уже внутри себя дифференцированной материи.
И так далее…. А что далее? А то, что, задавая все новые нарушения симметрии, мы будем получать новые «физики». В том числе те, которые принято относить к социальным и гуманитарным дисциплинам. Скажем, было (допустим) первобытное равенство (симметрия), возникло неравенство, имущественное и власти, для которого можно сконструировать новую «социальную физику» с законами эксплуатации и т.п., неплохо объясняющую и предсказывающую законосообразные события. Но случаются и нарушения симметрии (например, восстания) и какие-то из них настолько ограничат область применения законов, что потребуются новые. Другой пример: большинство людей ведут себя в соответствии обычаем, так как принято. Их поведение законосообразно и предсказуемо. «Симметрично». А кто-то время от времени симметрию нарушает - преступники или новаторы. И за счет этого происходит развитие.
На все это можно посмотреть и в свете оппозиции детерминированности и спонтанности. Физическое (в смысле подчинения принципам симметрии) детерминировано, нарушения симметрии - это проявления спонтанности. И вот теперь к вопросу о «природе» и источниках спонтанности. В нашем опыте спонтанность воспринимается либо как случайность - то ли, как утверждают современные физики, принадлежащая самой реальности (онтологическая), то ли происходящая из ограниченности нашего знания (гносеологическая) - или свобода.
Появление в мире человека в этом свете - радикальное нарушение симметрий. И в этом отношении человек - существо, несомненно подчиняющееся физическим законам, но в то же время являющееся источником асимметрий и появления новых симметрий.

свобода, математика, симметрия, физика, случайность, закон, человек

Previous post Next post
Up