О материальных корнях философии

Jan 29, 2021 12:36

"Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, - одежда, пища и пр., достаются им в гото­вом виде: они получают их путем приказаний, путем «идейного воздействия» на подчиненных им людей - ближайшим образом на прислугу. И для них ясно, что слово - выражение мысли - есть та сила, которая ( Read more... )

материализм, идеализм, философия

Leave a comment

Comments 45

pashka_amerikan January 29 2021, 09:57:22 UTC
По-моему, что-то от правды можно найти и в противоположном утверждении, что материализм более свойственен тому, кто процессы производства одежды и пищи постигает теоретически.
А те, кто занимается этим на практике, хорошо понимают, что в этом деле без разума никуда. Десяток подмастерьев мастера не заменит.

Reply

gignomai January 29 2021, 10:04:14 UTC
Ну, второе еще куда ни шло. А первое-то почему?

Reply

pashka_amerikan January 29 2021, 12:07:18 UTC
А когда со стороны смотришь на производственный процесс, очень трудно оценить сколько интеллектуального и организационного труда пришлось в него вложить.
Все кажется простым и естественным.
А вот чисто механические действия отдельных рабочих видно хорошо.

Reply

psilogic January 29 2021, 12:11:20 UTC
Вопрос восприятия. Некоторые смотрят на нечто масштабное и думают, что организационные усилия - это нечто такого же масштаба. А реально - один или несколько человек с таким же мозгом, что у рабочего, но на другой позиции в системе.

Reply


mmnt January 29 2021, 10:17:51 UTC
Глубокомысленно. Но тогда все программисты должны быть истово верующими.

Reply

gignomai January 29 2021, 10:31:56 UTC
А может быть, так и есть? Ведь не обязательно в формах традиционных религий.

Reply


psilogic January 29 2021, 10:18:53 UTC
Осталось расширить эту мысль не только на идеализм, но на философию вообще, и не столько на денежно-имущих, сколько на власть-имущих. Потому как советские идеологи использовали "идейное воздействие" в виде лженаучных философских учений для того, чтобы управлять народом.

Reply

gignomai January 29 2021, 10:34:29 UTC
Да это понятно! Я же не говорю, что это универсальный критерий. Мера правды здесь та же, что и вообще в марксистском понимании идеологии.

Reply

psilogic January 29 2021, 11:27:13 UTC
Мне кажется разумной мысль, что если нет строго-научного или практического обоснования какого-то мнения, а убедить кого-то очень хочется - тогда начинаются всякие хитрые манипуляции, обман. Для этого хорош идеализм в форме религии (опиум для народа, так сказать). Софистика в форме философии - тоже подходит. Мистика-эзотерика, память воды, всякие теории заговора - тоже ничего так.

Reply

gignomai January 29 2021, 13:57:59 UTC
Так вопрос в том, возможно ли "строго научное обоснование" в такой области, как история.

Reply


alexandrg January 29 2021, 11:05:19 UTC
Согласен, что остроумно, но слишком уж спекулятивно.

Reply

gignomai January 29 2021, 12:15:58 UTC
Конечно. Это - М.Покровский, который "история - политика, опрокинутая в прошлое".

Reply


Я как-то экономические теории пытался вывести. sanitareugen January 30 2021, 07:55:04 UTC
Из интересов определённых слоёв. Трудовая теория стоимости - промышленная буржуазия (Адам Смит) и рабочие (Маркс), кто сам работает, кто организует работу, теория предельной полезности - торговая буржуазия, определяющая, насколько можно поднять цену, чтобы падение спроса не перекрыло бы выгоды от повышения прибыли с единицы, а уж "чикагская школа" - чистые финансисты.

Reply

Re: Я как-то экономические теории пытался вывести. gignomai January 30 2021, 10:08:16 UTC
Очень интересно!
Я считаю, что такого рода подходы (разные) очень нужны, хотя их и не стоит абсолютизировать.
Кстати, в моем другом посте М.Н.Покровский процитирован, он примерно так же подходит, как ВЫ, к философии: https://gignomai.livejournal.com/1149147.html

Reply


Leave a comment

Up