О материальных корнях философии

Jan 29, 2021 12:36

"Почему помещик или буржуа редко бывает мате­риалистом? Потому, что те блага, которыми они поль­зуются, - одежда, пища и пр., достаются им в гото­вом виде: они получают их путем приказаний, путем «идейного воздействия» на подчиненных им людей - ближайшим образом на прислугу. И для них ясно, что слово - выражение мысли - есть та сила, которая ( Read more... )

материализм, идеализм, философия

Leave a comment

pashka_amerikan January 29 2021, 09:57:22 UTC
По-моему, что-то от правды можно найти и в противоположном утверждении, что материализм более свойственен тому, кто процессы производства одежды и пищи постигает теоретически.
А те, кто занимается этим на практике, хорошо понимают, что в этом деле без разума никуда. Десяток подмастерьев мастера не заменит.

Reply

gignomai January 29 2021, 10:04:14 UTC
Ну, второе еще куда ни шло. А первое-то почему?

Reply

pashka_amerikan January 29 2021, 12:07:18 UTC
А когда со стороны смотришь на производственный процесс, очень трудно оценить сколько интеллектуального и организационного труда пришлось в него вложить.
Все кажется простым и естественным.
А вот чисто механические действия отдельных рабочих видно хорошо.

Reply

psilogic January 29 2021, 12:11:20 UTC
Вопрос восприятия. Некоторые смотрят на нечто масштабное и думают, что организационные усилия - это нечто такого же масштаба. А реально - один или несколько человек с таким же мозгом, что у рабочего, но на другой позиции в системе.

Reply

pashka_amerikan January 29 2021, 12:24:11 UTC
А "система" - это что-то, что само по себе возникло или всегда было?

Reply

psilogic January 29 2021, 12:35:55 UTC
Система включает в себя, к примеру, законодательство в том числе о частной собственности и о найме, налоговую систему, репрессивный аппарат, поддерживающий законодательство и т.п.

Reply

pashka_amerikan January 29 2021, 15:11:28 UTC
Никакое законодательство не поможет Вам заставить толпу людей, большинство из которых хочет работать поменьше, а получать побольше, производить что-то, да еще так, чтобы вся эта тряхомудия приносила прибыль.
Не работают люди лучше оттого, что в законе им велено добросовестно выполнять свои должностные обязанности.
И на "позиции в системе" люди не "оказываются" - их туда ставят.

Именно об этом я и говорю - часто те, кто знакомится с производственными процессами теоретически, часто думают, что на место бригадира можно поставить человека с мозгом и навыками рабочего, и это никак не повлияет на результат.

Reply

psilogic January 29 2021, 15:51:44 UTC
Ну, здрасте, я ваша тетя! Чтобы заставить, надо, например, иметь возможность материального стимулирования, то есть право нанять и уволить, устанавливать ту или иную зарплату, вводить премии и штрафы. А работник не должен иметь право дать вам в морду и забрать себе все ваши деньги.

[ на место бригадира можно поставить человека с мозгом и навыками рабочего, и это никак не повлияет на результат. ]

Не жульничайте. Мозг - это одно, а навыки - другое. Навыки бригадира иные, но это все-таки человеческий мозг в количестве одна штука.

Reply

pashka_amerikan January 29 2021, 17:23:50 UTC
Люди нанимали и увольняли, устанавливали ту или иную зарплату, выплачивали премии и взымали плату задолго до того, как появился первый кодекс законов о труде.
И с желанием работников дать в морду и забрать все деньги - тоже справлялись.

Навыки бригадира иные, но это все-таки человеческий мозг в количестве одна штука

Мозг, как орган, устроен у всех очень похоже. Но не у каждого получится организовать прибыльное производство благ.
Те, кто никогда не пытался "путем приказаний, путем "идейного воздействия" на подчиненных ему людей", создать прибыльное производство какого-либо блага, склонны недооценивать необходимый для этого интеллектуальный и моральный труд.

Reply

psilogic January 29 2021, 17:40:42 UTC
Те или иные законы о труде и собственности существуют, начиная с традиций какого-нибудь племени охотников или земледельческой общины. Общество создает, так сказать, framework, который помогает всем жить и работать в том числе и управлять - тоже. Если не считать принуждения физической силой или угрозой ее применения все другие случаи управления в той или иной мере опираются на помощь общества, а не только на личные усилия того, кто управляет. Причем именно в случае управления усилия могут быть крайне несоразмерны эффекту, например, главнокомандующий отдает приказ - то есть шевелит губами и гортанью, а в результате миллион солдат куда-то там шагает и кого-то убивает.

Reply


Leave a comment

Up