В оное время А.А.Зиновьев сообразил, а Г.П.Щедровицкий мысль подхватил и развил, что текст, научный или философский, есть не образ объекта, а след мышления автора. (По обстоятельствам времени предметом, на котором они шлифовали свое мышление, был Марксов "Капитал
(
Read more... )
Comments 63
Reply
-----
Да, я знаю это. Здесь это для меня связка, основная-то мысль в том, что Вы сочли "проблемным".
именем (не догматом) (образом для слуха)
-------
Вот это - интересный вопрос. "Богочеловек", "Троица" - это ведь не только догматы, но и имена. "К Тебе обращаемся, Троице..."
проблемным мне представляется слово 'мышление' - его можно, кажется, довольно разное понимать
-----
В данном случае я имею в виду то, что принято называть "умозрением", "феорией". Но и родство с тем, что мы сейчас называем мышлением несомненно. Т.е. феномен один: иконописец и/или богослов мыслит о священном предмете и изображает его в красках или словах. А вот уже понимать то, КАК он это делает можно по-разному. Скажем, степень участия его, изобразителя, воображения и т.д.
Reply
Возможно, это особенность речи (или ее понимания), но Богочеловек и Троица - это то, что (Кого) догмат описывает, а не сам он. Разве не так? Вспомнилось в связи с этим рассуждение (его кусок) в защиту иконопочитания: если спросить: что это? - то ответ: икона Христова; если спросить: кто это? - ответ: это Христос. Чувствую здесь какую-то параллель с Вашим употреблением слова 'догмат'. Также и имяславческие рассуждения (имею в виду сейчас Булатовича) - тоже кажется где-то очень близко.
Reply
А вот вопрос об имени и/или описании, я думаю, решается не морфологически, а функционально: одно и то же (знак, слово, даже картина) может использоваться и как имя, и как описание-изображение.
Reply
А откуда противопоставление? "След мышления" - допустим. Но мышления о чем? О каком-то объекте, видимо? Если да, то почему не образ?
+++Если икона (по известной формуле Евг. Трубецкого) объявлена "умозрением в красках", то и догмат можно поименовать и помыслить как словесную икону. И с не меньшим (если не большим) основанием увидеть в нем не образ-описание, а след мысли - о Боге, о Христе, о Церкви...+++
То же самое: если это мысль о..., то почему же она не образ того, о чем она?
А потом, у догмата все-таки немного иной статус: "изволися Духу Святому и нам".
Reply
И на текст в целом можно посмотреть и так, и эдак. Мысль в том, что часто забывают именно об этом, "следовом", прочтении текста, а для каких-то целей именно он наиболее продуктивен - в первую очередь, для развития мышления о предмете.
Reply
Reply
А догмат - притом, что это тоже текст. И, значит, его слагатель мыслил о его предмете. Ну и т.д.
Reply
Reply
Reply
Трудно написать икону без мысли о ней :) Но перенос центра внимания или даже внимания отчасти с изображаемого на иконописца - это уход от смысла иконы. Многие иконописцы ради этого не подписывали свои иконы и не оставляли о себе никаких следов.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment