В оное время А.А.Зиновьев сообразил, а Г.П.Щедровицкий мысль подхватил и развил, что текст, научный или философский, есть не образ объекта, а след мышления автора. (По обстоятельствам времени предметом, на котором они шлифовали свое мышление, был Марксов "Капитал
(
Read more... )
А откуда противопоставление? "След мышления" - допустим. Но мышления о чем? О каком-то объекте, видимо? Если да, то почему не образ?
+++Если икона (по известной формуле Евг. Трубецкого) объявлена "умозрением в красках", то и догмат можно поименовать и помыслить как словесную икону. И с не меньшим (если не большим) основанием увидеть в нем не образ-описание, а след мысли - о Боге, о Христе, о Церкви...+++
То же самое: если это мысль о..., то почему же она не образ того, о чем она?
А потом, у догмата все-таки немного иной статус: "изволися Духу Святому и нам".
Reply
И на текст в целом можно посмотреть и так, и эдак. Мысль в том, что часто забывают именно об этом, "следовом", прочтении текста, а для каких-то целей именно он наиболее продуктивен - в первую очередь, для развития мышления о предмете.
Reply
Reply
А догмат - притом, что это тоже текст. И, значит, его слагатель мыслил о его предмете. Ну и т.д.
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, можно так говорить. Но эксплицитно образ является завершенным, а "след" - незавершенным.
Reply
Я не вполне понимаю Вашего противопоставления следа и образа. В моем представлении, след - это результат любого воздействия чего-то на что-то. А образ - это частный случай следа. Ну, или дополнительное измерение, которое может у него быть, а может и не быть.
Я различаю «завершенность» и «совершенность». Первое говорит о том, что автор сказал/сделал, все что хотел, или все, что мог. А второе - о том, насколько точно образ воспроизводит первообраз.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Почему? Оценивать можно сколько угодно, просто надо иметь в виду, что речь идет о предметах веры, а не знания.
Так, например, христиане верят, что совершенным образом Отца является Его единосущный Сын. Уже из одного этого понятно, что ни одно словесное описание совершенным образом быть не может в принципе. А значит мыслить «дальше» можно сколько угодно)
Что касается различия между самими описаниями, то, например, утверждение «Христос есть истинный Бог, и истинный человек» мы оцениваем, как более совершенное (более полное), чем по отдельности утверждения «Христос есть истинный Бог» и «Христос есть истинный человек». А утверждения типа «Христос есть инопланетянин» в христианской парадигме вообще будут ложными.
Reply
А можно ли?
Reply
Leave a comment