о возможности безотчетного переживания

Mar 07, 2020 10:59

Читаем сейчас с Таней Пруста, "По направлению к Свану". Когда-то в юности начинал и не смог. А сейчас читаем с наслаждением. Отчасти сами изменились, наверно, но еще и удачно выбранный способ чтения: маленькими порциями, медлено, вслух. (Это особая, трудная и вознаграждающая задача - в опережении схватить весь длиннющий период и на ходу правильно ( Read more... )

переживание, психоанализ, рефлексия, Пруст, чувство, память

Leave a comment

Comments 21

vz_z_z_hobbit March 7 2020, 18:33:36 UTC
Про психоанализ не скажу, не вем бо, но в целом Вы, кажется, подтверждаете моё довольно давнее наблюдение: в нашей культуре (уж не знаю, вообще ли русской или только позднесоветской, в которой я вырос) сфера чувств вообще находится вне какого-то осмысления. Не имею в виду каких-то специалистов, а именно бытовую культуру. То, что ты чувствуешь, не осмысляется, не именуется, и существует довольно жесткое табу на проявления чувств. Начинается это ещё в довольно раннем детстве, когда нам внушают (особенно мальчикам): 'не плачь'! Или в виде вот такого прямого запрета или, например, в форме обесценивания ('это же такая ерунда!') или ещё как-то. У этого довольно много последствий, как я виду, прежде всего в сфере межличностного общения, но так же и в области понимания себя самого. В западной культуре, по кр.м., в последние лет 20-30, прежде всего в кино (по кп.м., я это там ярче виду), довольно ярко проявляется другой подход: умение и желание о чувствах именно говорить, что развивает совсем другие сценарии взаимодействия. Это большая, как я ( ... )

Reply

gignomai March 7 2020, 21:08:14 UTC
Спасибо за отклик. Да, согласен, что у нас плохо с вниманием к этой сфере. Хотя... иногда впечатление, что в западной культуре обратный перекос. Не всем и не всегда полезно купаться в море своих переживаний.

Reply

vz_z_z_hobbit March 8 2020, 02:34:07 UTC
И это верно. Не мы ж одни специалисты пролететь из одной крайности в другую мимо здоровой середины.
Впрочем, здесь трудно (мне) выделить какую-то равнодействующую, не впав в несправедливое широкое обобщение на основании обрывочных, по сути, впечатлений, поскольку я что-то такое смотрю довольно редко (а читаю еще реже). Кроме того, возможно, что из нашей крайности (табуирование в культуре сферы переживаний и запрет на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества) любая бОльшая открытость выглядит уже не очень здорОво.

Reply

gignomai March 8 2020, 07:20:55 UTC
Да, в целом согласен.
А что Вы имеете в виду под запретом на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества?

Reply


ne_sbylos March 9 2020, 09:19:44 UTC

именно в этой "тонкости различения чувств" советская критика и усматривала начало (подвид) модернизма как проявления мелкобуржуазного мироощущения, типа... такое различение - скатывание в дурную бесконечность... на классовую борьбу времени уже не остаётся)

Reply

gignomai March 9 2020, 09:40:19 UTC
Возможно.

Reply


davidych March 10 2020, 16:16:54 UTC
Профессор кафедры русского языка какого-то американского университета, отвечая на вопрос студентки, сказал: - Русский язык вы, может быть, и не выучите, но вот оттенки синего цвета научитесь различать намного тоньше.
Я, со своей стороны, расскажу вот что. Много лет я, будучи психологом, вел психологические группы как для детей, так и для взрослых. И я заметил, что, когда я развешивал на стенах комнаты, где проходила группа, листки бумаги с названиями самых разных чувств, работа сразу менялась в глубине и тонкости самоописания.

Reply

gignomai March 10 2020, 16:24:38 UTC
Отлично! Очень убедительно.

Reply


davidych March 10 2020, 16:20:57 UTC
И, кстати, сам Марсель Пруст не был особенно как-то открыт. Вот в текстах своих книг - да, внимателен и тонок

Reply

gignomai March 10 2020, 16:28:14 UTC
Это ты, как я понимаю, уже на обмен комментами реагируешь. Вот и мне кажется, что дело не в открытости и экспансивности. Можно представить себе крикливого субъекта, по любому поводу выплескивающему пару эмоций из своего скудного репертуара. И очень сдержанного интроверта, который внимательно отслеживает и свои и чужие эмоции.

Reply


davidych March 10 2020, 16:42:40 UTC
Да, интровертность тут при делах, конечно, но и включенность слов в состав активного словаря. Вы ведь сравнительно недавно начали эту практику? Посмотрим, как это повлияет на тебя. Я, грешным делом, начал читать Пруста уже после прочтения книги Мамардашвили "Психологическая топология пути". И именно с его подачи. И, должен сказать, повлияло.

Reply

gignomai March 10 2020, 16:53:55 UTC
Да, конечно, главное - умение различать, а его необходимое условие - умение именовать по-разному.
Про интровертность я написал в опровержение идеи, что открытость выражения - условие различения чувств. Думаю, что и интроверт, и экстраверт могут различать. У интроверта преимущество разве что в том, что он обычно более способен к сосредоточению, да?

Reply

davidych March 10 2020, 18:21:29 UTC
Я бы сказал, что он обычно менее способен к внешнему проявлению. Хотя иногда различают два типа вертности - извне или изнутри восприятие и вовне или внутрь проявление. Итого 4 типа.

Reply

gignomai March 11 2020, 07:31:07 UTC
4 типа - это хорошо. Но вопрос в том, независимы ли они или попарно связаны. Конкретнее: коррелируют ли изнутри восприятие и внутрь проявление?

Reply


Leave a comment

Up