Читаем сейчас с Таней Пруста, "По направлению к Свану". Когда-то в юности начинал и не смог. А сейчас читаем с наслаждением. Отчасти сами изменились, наверно, но еще и удачно выбранный способ чтения: маленькими порциями, медлено, вслух. (Это особая, трудная и вознаграждающая задача - в опережении схватить весь длиннющий период и на ходу правильно
(
Read more... )
Reply
Reply
Впрочем, здесь трудно (мне) выделить какую-то равнодействующую, не впав в несправедливое широкое обобщение на основании обрывочных, по сути, впечатлений, поскольку я что-то такое смотрю довольно редко (а читаю еще реже). Кроме того, возможно, что из нашей крайности (табуирование в культуре сферы переживаний и запрет на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества) любая бОльшая открытость выглядит уже не очень здорОво.
Reply
А что Вы имеете в виду под запретом на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества?
Reply
Reply
Но вернемся к теме. Быть внимательным к своим и чужим чувствам, зорким к ним, отдавать себе в них отчет и экспрессивно их выражать - согласитесь, не одно и то же.
Вообще, сдержанность не означает обеднение. И глупый смех без причины мало коррелирует с тонким чувством юмора.
Русская литература, кстати, даже если принять Вашу ее характеристику как депрессивной, была вовсе не бедна описаниями чувств.
Тут все тоньше и многомернее, мне кажется.
Reply
Я бы сказал: не непременно означает (обеднение). Но я не о том, что наш эмоциональный диапазон беднее. Некоторые языковые признаки указывают, что м.б. даже и наоборот, побогаче. Но на данный момент (не могу сказать, всегда ли так было) оно ... не проявлено, что ли. Не знаю, как лучше выразить. Ну, примерно, как если сравнить словарь Ожегова (не говоря уже о Дале) и личный словарь некоего среднего жителя страны - потенциал огромный, но юзеры не только его не используют, но чаще всего даже не в курсе о том, из чего он состоит. В этом смысле я как раз согласен с изначально выраженной Вами мыслью.
О литературе можно отдельно рассуждать, это просто пример.
Reply
Аналогия со словарями понятна и убедительна. Но вопрос - почему не используют, почему не проявлено. Вы связали это с табуированием внешних проявлений эмоционального состояния. Но, во-первых, не очевидно, что открытое выражение чувств непременно коррелирует с их богатством и тонкостью; во-вторых, сдержанность в проявлении чувств (как у японцев) не означает обратного.
И в чем состоит "воспитание чувств"?
Т.е., по-моему, очевидно, что выговаривание необходимо, можно и себе.
Культура ведения дневника? Переписки?
Reply
Reply
Leave a comment