о возможности безотчетного переживания

Mar 07, 2020 10:59

Читаем сейчас с Таней Пруста, "По направлению к Свану". Когда-то в юности начинал и не смог. А сейчас читаем с наслаждением. Отчасти сами изменились, наверно, но еще и удачно выбранный способ чтения: маленькими порциями, медлено, вслух. (Это особая, трудная и вознаграждающая задача - в опережении схватить весь длиннющий период и на ходу правильно ( Read more... )

переживание, психоанализ, рефлексия, Пруст, чувство, память

Leave a comment

vz_z_z_hobbit March 7 2020, 18:33:36 UTC
Про психоанализ не скажу, не вем бо, но в целом Вы, кажется, подтверждаете моё довольно давнее наблюдение: в нашей культуре (уж не знаю, вообще ли русской или только позднесоветской, в которой я вырос) сфера чувств вообще находится вне какого-то осмысления. Не имею в виду каких-то специалистов, а именно бытовую культуру. То, что ты чувствуешь, не осмысляется, не именуется, и существует довольно жесткое табу на проявления чувств. Начинается это ещё в довольно раннем детстве, когда нам внушают (особенно мальчикам): 'не плачь'! Или в виде вот такого прямого запрета или, например, в форме обесценивания ('это же такая ерунда!') или ещё как-то. У этого довольно много последствий, как я виду, прежде всего в сфере межличностного общения, но так же и в области понимания себя самого. В западной культуре, по кр.м., в последние лет 20-30, прежде всего в кино (по кп.м., я это там ярче виду), довольно ярко проявляется другой подход: умение и желание о чувствах именно говорить, что развивает совсем другие сценарии взаимодействия. Это большая, как я вижу, тема, и полагаю, Вы правы относительно именно п.3 - в этом свете.

Reply

gignomai March 7 2020, 21:08:14 UTC
Спасибо за отклик. Да, согласен, что у нас плохо с вниманием к этой сфере. Хотя... иногда впечатление, что в западной культуре обратный перекос. Не всем и не всегда полезно купаться в море своих переживаний.

Reply

vz_z_z_hobbit March 8 2020, 02:34:07 UTC
И это верно. Не мы ж одни специалисты пролететь из одной крайности в другую мимо здоровой середины.
Впрочем, здесь трудно (мне) выделить какую-то равнодействующую, не впав в несправедливое широкое обобщение на основании обрывочных, по сути, впечатлений, поскольку я что-то такое смотрю довольно редко (а читаю еще реже). Кроме того, возможно, что из нашей крайности (табуирование в культуре сферы переживаний и запрет на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества) любая бОльшая открытость выглядит уже не очень здорОво.

Reply

gignomai March 8 2020, 07:20:55 UTC
Да, в целом согласен.
А что Вы имеете в виду под запретом на проявление ярких эмоций, особенно положительного качества?

Reply

vz_z_z_hobbit March 8 2020, 12:47:42 UTC
Ну, это же известное наблюдение: наши люди гораздо менее внешне эмоциональны по сравнению с культурой Запада (хотя, конечно, и не столь сдержаны, как идеализированеый образ мудреца Востока). Попадая в Европу или Америку (да и в Израиль, кстати), наш человек довольно часто начинает чувствовать себя дискомфортно именно от проявления положительных эмоций местного населения, подозревать их в неискренности, обвинять в пластмассовости их улыбки и пр. И именно у нас сконцентрирована народная мудрость (не вся, конечно, но тем не менее) в поговорках и присловьях про 'смех без причины' (просто осуждение), 'че лыбишься?' (уже наезд) и пр. Как-то попадалась впечатляющая подборка такого рода фраз, с которыми мы знакомимся в раннем детстве и которые отпечатывают в нас совершенно насмерть: проявлять чувства нельзя. Конечно, есть темпераментные люди, даже народы (итальянцы всякие и кавказцы), но именно в этом отношении они для нас - об'ект насмешек. Добавьте сюда нашу родную литературу 19 в., которую мы все, так или иначе, проходим в школьный период, с ее повышенной депрессивностью - тоже влияет, я уверен. Наверное, тут много составляющих.

Reply

gignomai March 8 2020, 13:14:07 UTC
Это все верно.
Но вернемся к теме. Быть внимательным к своим и чужим чувствам, зорким к ним, отдавать себе в них отчет и экспрессивно их выражать - согласитесь, не одно и то же.
Вообще, сдержанность не означает обеднение. И глупый смех без причины мало коррелирует с тонким чувством юмора.
Русская литература, кстати, даже если принять Вашу ее характеристику как депрессивной, была вовсе не бедна описаниями чувств.
Тут все тоньше и многомернее, мне кажется.

Reply

vz_z_z_hobbit March 8 2020, 16:35:55 UTC
Не одно, конечно.

Я бы сказал: не непременно означает (обеднение). Но я не о том, что наш эмоциональный диапазон беднее. Некоторые языковые признаки указывают, что м.б. даже и наоборот, побогаче. Но на данный момент (не могу сказать, всегда ли так было) оно ... не проявлено, что ли. Не знаю, как лучше выразить. Ну, примерно, как если сравнить словарь Ожегова (не говоря уже о Дале) и личный словарь некоего среднего жителя страны - потенциал огромный, но юзеры не только его не используют, но чаще всего даже не в курсе о том, из чего он состоит. В этом смысле я как раз согласен с изначально выраженной Вами мыслью.

О литературе можно отдельно рассуждать, это просто пример.

Reply

gignomai March 8 2020, 16:54:20 UTC
Простите, если обременяю настойчивостью, но хотелось бы немного продвинуться в понимании.
Аналогия со словарями понятна и убедительна. Но вопрос - почему не используют, почему не проявлено. Вы связали это с табуированием внешних проявлений эмоционального состояния. Но, во-первых, не очевидно, что открытое выражение чувств непременно коррелирует с их богатством и тонкостью; во-вторых, сдержанность в проявлении чувств (как у японцев) не означает обратного.
И в чем состоит "воспитание чувств"?
Т.е., по-моему, очевидно, что выговаривание необходимо, можно и себе.
Культура ведения дневника? Переписки?

Reply

vz_z_z_hobbit March 8 2020, 17:16:54 UTC
Не знаю. Пожалуй, на данный момент я не готов исследовать причины. Для этого, полагаю, надо обладать широкой эрудицией в сферах, в которых у меня ее нет.

Reply


Leave a comment

Up