Ницше о несубъективности поэзии

Sep 11, 2019 17:18

Предыдущий пост со ссылкой на лекцию Максима Калинина о сирийских мистиках вызвал обвинение - в адрес лектора и публикатора - в психологизме, в неразличении духовного и психического. Это - недоразумение, связанное с неустоявшейся терминологией. "Сознание", о котором говорит Калинин, применяя (как, скажем, и Е.Л.Шифферс) этот термин для описания ( Read more... )

Ницше, дух, мистика, поэзия, опыт, душа

Leave a comment

Comments 4

pavel_g_m September 12 2019, 05:19:53 UTC
"Предыдущий пост со ссылкой на лекцию Максима Калинина о сирийских мистиках вызвал обвинение - в адрес лектора и публикатора - в психологизме, в неразличении духовного и психического. Это - недоразумение, связанное с неустоявшейся терминологией. "Сознание","
------------------------
Нет, я говорил не об этом. Я утверждал, что автор говорит о возможности изучения духовного опыта методами психологии, в частности Юнгианской. Он не путает, а отождествляет.
Да вы и сами ясно выразились
"Очень симпатично мне желание автора перевести язык этих сирийских мистиков на язык психоанализа, установить соответствия"

"И очевидно, что то, что Ницше относит к художественному опыту, приложимо и к опыту религиозному"
------------------------
Так именно это утверждение и оспаривается, а Вы делаете его предпосылкой. Фактически Вы говорите, то, что относиться к душевной. психической реальности (пусть даже не субъективной) приложимо к духовному опыту. С этой предпосылкой я не согласен - это мое основное возражение ( ... )

Reply

gignomai September 12 2019, 11:24:07 UTC
В ответе на другой Ваш коммент - подробнее.
А здесь еще раз подчеркну: Божественное является мне через моё - мои мысли, чувства, тело. Шире: оно является и через явления окружающего нас мира (см. библейские чудеса). Это всё - материал, из которого божественной энергией лепится теофания. Ту границу, действительно важнейшую, о которой пишет ап. Павел - между душой и духом - Вы пытаетесь провести "морфологически", по материалу, а это ошибка. Нет никакого духовного опыта, который бы становился нашим не через наши мысль, чувства, ощущения.

Отвечая мне, Вы спорите, видимо, с какими-то нью-эйджевскими тенденциями, до которых мне дела нет. А обошли молчанием главное, ради чего я привлек внимание к лекции Калинина: утверждению, что Бог действует в мире преимущественно (если не исключительно) через человека.

Reply


pavel_g_m September 12 2019, 05:35:26 UTC
Но самое главное что я хочу сказать, это то, что перемещение духовного опыта духовных реальностей в сферу психического и есть главное оружия современного атеизма и агностицизма. Еще раз процитирую одного нашего знакомого, отрицающего историческую реальность «события Христа»:
«богочеловечество, искупление и воскресение [ … ], являются подлинными субъектами психической реальности, которую я полагаю более значимой, чем реальность реальную. И необходимость исторического осмысления, ведущая неизбежно к тому, что этого не может быть [ … ]»
Что по существу утверждает Фейербах: Бог есть проекция психических переживаний человека во вне.
Вот один из образцов психологии веры
https://pavel-g-m.livejournal.com/274721.html

Reply

gignomai September 12 2019, 11:10:03 UTC
Мне понятны Ваши опасения, но Ваши суждения несфокусированы, не прицельны ( ... )

Reply


Leave a comment

Up