Предыдущий пост со ссылкой на лекцию Максима Калинина о сирийских мистиках вызвал обвинение - в адрес лектора и публикатора - в психологизме, в неразличении духовного и психического. Это - недоразумение, связанное с неустоявшейся терминологией. "Сознание", о котором говорит Калинин, применяя (как, скажем, и Е.Л.Шифферс) этот термин для описания
(
Read more... )
Comments 4
------------------------
Нет, я говорил не об этом. Я утверждал, что автор говорит о возможности изучения духовного опыта методами психологии, в частности Юнгианской. Он не путает, а отождествляет.
Да вы и сами ясно выразились
"Очень симпатично мне желание автора перевести язык этих сирийских мистиков на язык психоанализа, установить соответствия"
"И очевидно, что то, что Ницше относит к художественному опыту, приложимо и к опыту религиозному"
------------------------
Так именно это утверждение и оспаривается, а Вы делаете его предпосылкой. Фактически Вы говорите, то, что относиться к душевной. психической реальности (пусть даже не субъективной) приложимо к духовному опыту. С этой предпосылкой я не согласен - это мое основное возражение ( ... )
Reply
А здесь еще раз подчеркну: Божественное является мне через моё - мои мысли, чувства, тело. Шире: оно является и через явления окружающего нас мира (см. библейские чудеса). Это всё - материал, из которого божественной энергией лепится теофания. Ту границу, действительно важнейшую, о которой пишет ап. Павел - между душой и духом - Вы пытаетесь провести "морфологически", по материалу, а это ошибка. Нет никакого духовного опыта, который бы становился нашим не через наши мысль, чувства, ощущения.
Отвечая мне, Вы спорите, видимо, с какими-то нью-эйджевскими тенденциями, до которых мне дела нет. А обошли молчанием главное, ради чего я привлек внимание к лекции Калинина: утверждению, что Бог действует в мире преимущественно (если не исключительно) через человека.
Reply
«богочеловечество, искупление и воскресение [ … ], являются подлинными субъектами психической реальности, которую я полагаю более значимой, чем реальность реальную. И необходимость исторического осмысления, ведущая неизбежно к тому, что этого не может быть [ … ]»
Что по существу утверждает Фейербах: Бог есть проекция психических переживаний человека во вне.
Вот один из образцов психологии веры
https://pavel-g-m.livejournal.com/274721.html
Reply
Reply
Leave a comment