12 шагов до

Feb 06, 2018 13:42

Небольшой перерыв, чуть подзабылось, надо восстановить связь.
Что было сказано?

1. Во всяком способе соотноситься с сущим, теоретическом или практическом "заключено" (ему подлежит, его фундирует) понимание бытия. "Только в просвете бытия сущее может встретить нас как сущее", как то, что есть.
2. Но что это значит "понимать бытие" и вообще "понимать"? Нельзя получить понятие понимания, ориентируясь только на определенные виды познающего отношения к сущему, нам нужно исходное понятие понимания - подлежащего всякому отношению к сущему.
3. Исходное понимание есть фундаментальное определение Dasein, его экзистенции: экзистировать значит понимать (в исходном смысле!).
4. Экзистенция означает бытие-в-мире. "Dasein есть своя собственная способность быть".
5. Исходное экзистенциальное понятие понимания: "понимать себя самого в бытии самой собственной способности быть".

Следующим идет пункт, который я считаю ключевым: о проектной сути экзистенциального понимания.
6. Понимание есть набрасывание себя в направлении некоторой непредметизируемой возможности. Это "вглядывание в себя самого", "самопонимание", не не познавание, не получение "некоего ничем не связанного знания о себе". Акт такого понимания - событие, оно потому исторично.

7. Бытие-в-мире - это бытие при вещах мира и со-бытие с другими. Потому в самопонимании Dasein равноисходно понимается мир. Но здесь же и источник несобственного понимания - не из себя, а из вещей и обстоятельств, а также из других.
8. Описанное понимание как набрасывание связано с Dasein, т.е. с сущим, и потому является онтическим. Как связанное с экзистенцией оно получило название экзистентного понимания.
9. Наша цель - докопаться до той понятности бытия, которое заключено в экзистентном понимании, делает его возможным. Но тут мы сталкиваемся с тем, что любая возможность соотнестись с сущим обусловлена выходом последнего нам навстречу в просвете понимания бытия. Но этим предполагается сопряженность понимания с тем, что в общем виде можно назвать "расположением", т.е. с чем-то непредметным, допонятийным, дологическим, таким как настроение, аффект или страсть. Такое понимание бытия мы обозначаем как до-онтологическое.
10. Следующим шагом - напоминаю - было рассмотрение платоновского мифа о пещере - до-онтологическое понимание бытия видится как понимание производимое в свете, источник которого - "по ту сторону бытия".
11. Возвращаемся к временности как определяющей фундаментальное устроение Dasein. Экзистентное понимание понимается из временности как решимость быть, как связывание своего прошлого со своим будущем через удержание их в мгновении ока настоящего, как "воспроизводящее забегание вперед".
12. Мы остановились на том, что по большей части мы проваливаемся в несобственное понимание - забывающее и вовлекающееся в настоящие ожидание. Мгновение ока (кайрос) - это, скорее, редкость.

бытие, дазайн, Хайдеггер, время, понимание

Previous post Next post
Up