Jul 17, 2016 20:02
Я у себя порой легкий аутизм подозреваю, право слово. Некоторые довольно простые по природе своей вещи, касающиеся взаимодействия между людьми, мне почему то стали понятны только в довольно зрелом возрасте. :)
например, про сниженную самооценку - наверное, для многих это "открытие Америки", но для меня это прям ВАУ-фактор - сниженная самооценка - следствие нехватки общения, а не наоборот, нехватка общения возникает из за пониженной самооценки.
Как сделать самооценку адекватной у ребенка или подростка или взрослого? - да просто иди и общайся в здоровом обществе. Вот последнее очень важно, потому что в нездоровом обществе, в группе людей с деструктивной, патологической динамикой как раз и возникает искаженная самооценка.
Самооценка - это плод сообщества(ну кроме врожденных дестабилизирующих факторов - нарушения сенсорной интеграции например) . Какое сообщество - такая и самооценка его членов. ВАААУ.
вот всю жизнь прожила в убеждением что самооценка - это что-то про отношения человека с самим собой, а оказывается это про отношение человека с другими. Хорошие отношения - устойчивая и адекватная самооценка. Как говорил Выготский, наш отечественный Зигмунд Фрейд :) - любой психический феномен возникает вначале как социальная функция :) И это работает не только в отношениях "ребенок-родитель", это работает в любых социальных отношениях с любыми людьми.
таким образом, как мне кажется, нарушенную самооценку имеет смысл рассматривать как социальное явление, как выражение групповой динамики в группе с долгосрочными отношениями - так же как явление буллинга, например. Например, замеряя самооценку первоклассников первого сентября и в конце учебного года можно делать выводы, есть ли в классе деструктивные процессы, если у части класса самооценка поползла вниз, а у другой части класса - поползла вверх - возможны проблемы с групповой динамикой, и как вариант - становится возможно предсказать появление буллинга в данной группе через пару-тройку лет.
чувства,
психология,
инсайт,
мысли