Есть еще одна сторона в теме кризиса года, о которой хочется поговорить: тема разговорная :) Вот такая тавтология - поговорить о говорении :)
Прям долго думала, как к этой теме подступиться... потому что с одной стороны , итак все знают, как важно и нужно много говорить с ребенком. Вроде никого в этом убеждать не нужно.
Но с другой стороны - с момента кризиса первого года для ребенка настолько важным становится то, как с ним говорят, сколько говорят, о чем и кто, что у меня остается сильное ощущение незавершенности темы кризиса года без разговора о разговоре :)
Я очень хорошо помню тот режим радиовещания, в котором мне пришлось существовать в период примерно с года сына до его примерно двух лет. И также хорошо помню ощущение черезвычайной важности для него того, что я говорю. Как описываю мир, как своими словами в буквальном смысле создаю мир в глазах сына. По моим ощущениям с года до двух идет очень бурное развитие речевых центров и в этот год вербальное развитие - самый приоритетный приоритет для современного ребенка. Именно для современного ребенка в современном мире и современной мононуклеарной семье.
Почему именно с года? Точнее с момента кризиса года.
Потому что именно в год ребенок находится на пике познавательной исследовательской активности. В современном мире к году ребенок уже исследовал ближайшее физическое окружение(квартиру например) и сталкивается с естественным при современном образе жизни информационным ограничением, новой информации для него становится с каждым днем все меньше и меньше. (а качественно менять вид исследовательской деятельности ребенок еще не готов)
При традиционном укладе с расширенной семьей и социальным материнством проблемы не было - несколько заботящихся взрослых, между которыми курсировал младенец, создавали для него очень общирную окружающую среду да и сама по себе среда была много богаче - вокруг животные природа, множество разнообразных бытовых действий. Я так понимаю, что и кризиса года при подобном укладе жизни как такового не было, т.е. не было того момента, когда ребенку приходилось столкнуться с границами и осознать их. просто границы мира были заменто дальше и чтобы их ощутить еще надо было дорасти.
так что кризис года пожалуй можно считать плодом современного образа жизни. Но, по моему, не стоит по этому поводу напрягаться и стремиться восстановить былой традиционный уклад, где ребенку не приходилось в столь нежном возрасте сталкиваться с личностным кризисом. Есть в кризисе года очень положительные для современного мира стороны(а может и не очень положительные и стремиться к традиционному укладу всне же стоит... но это вопрос филосоский и каждой семье и даже каждой матери его придется решить для себя самостоятельно...)
в принципе, есть еще один выход, который выбирают многие мамы, особенно когда ребенок первый и единственный - высокоактивный образ жизни, частые поездки , развивалки, "общение" с другими детьми(общение пишу в кавычках, потому что по моему глубокому убеждению в год ребенку другие дети нужны так же, как корове апельсин :))) Тут как и везде, есть свои плюсы и минусы, я тоже пробовала реализовать такой вариант для себя - не пошло. Я все таки больше интровертированный человек, да и для высокочувствительного ребенка, каким является мой сын информационные перегрузки в виде обилия новых впечатлений ничего хорошего не приносили.
Кризис года как момент высокой познавательной активности ребенка в относительно обедненной с точки зрения эволюции среде - это хороший момент для того, чтобы перенаправить познавательную активность с физической стороны предметов окружающей действительности на другие их стороны, информационные, эмоциональные. Изменить качество познавательной активности.
Это уже произошло с нашим цивилизованным поколением детей городских и не очень, и в свою очередь это произошло или происходит с нашими детьми.
Потому так возрастает важность вербального общения мамы и ребенка, мама описывает словами все то, что уже описали для ребенка его органы чувств - глаза, язык , уши, пальчики . Мама открывает ребенку новое измерение - информационное. Бурно развивающийся и активно работающий на познание мозг годовасика переключается на исследование не только физических тел и проявлений окружающей среды, но и образов, информации. Происходит интеллектуализация ребенка и развитие образного мышления. Вундеркинды 80-х, дети-индиго 90х - все это примеры ранней интеллектуализации детей, да все мы такие примеры, кто-то научился читать в 3 года, а считать до 100 не сбиваясь в 5-6 и т.д и т.п.
И вот с года мозг бурно-бурно развивается, наполняется образами, описаниями, информацией, тут же развиваются речевые центры и ребенок учится владеть языком... Мамина речь мне в этой картине представляется подобной маминой груди, так ценно и так питательно её содержание :)
И вот кстати о содержании тоже хочется поговорить, потому что с этим часто беда. Речь взрослых разговаривающих с ребенком часто наполднена таким ужасом... ужасные речевые полипы типа "бибика", "атата", "бо-бо". Вот мне нисколько не удивительно то, что средний городской годовасик, с которым общаются на подобном арго буквально слетает с катушек и все время что-нибудь громит... Мало того, что окружающую среду сузили по самое немогу, так еще и речевого богатства лишают, куда девать огромные запасы энергии, братцы???
И еще один речевой паразит, пожирающий мозг современных детей - слово "обидели" Боже мой, этим словом родители подчас заменяют большинство эмоций ребенка! расстроился - обидели! Упал, ударился больно - обидели! Забрали игрушку - рассерженный ребенок снова слышит - "обидели". Про оттенки чувств я вообще не говорю. По-моему, это просто национальная катастрофа - большинство чувств заменяется странной конструкцией, кстати, далекой от чувств вообще, "обида-вина" Эта манипулятивная связка характерна практически для каждого взрослого человека. Подавленные чувства и пожирающие все остальное "обида-вина" ... Эта дрянь не только речевой мир обкрадывает, она отрезает ребенка от его чувств, а это личностная катастрофа.
Красивая образная богатая искренняя речь - вот что обогатит жизнь ребенка как ничто иное, даже если вы не можете оставить городские джунгли и уехать жить в село :)
Я, в принципе, человек к речи не очень придирчивый, я люблю речевое разнообразие и считаю что арго и диалекты обогащают и развивают язык :) но когда сыну было от года до двух я была очень и очень придирчивой к словам своим и окружающих. Мне казалось, что каждое слово обращенное к сыну - это кирпичик в фундаменте его мироздания(и сейчас так кажется) и каждый кирпичик жизненно важен.
Вот к примеру, пока сыну не исполнилось два года я не употребляла слово "нельзя" вообще, все запреты только четкое "нет". Максимум пояснение - "мы так не делаем" или "я не разрешаю" . До двух лет сына я избегала каких-либо оценок его действий , даже слова "молодец" . Да что там молодец - даже "хорошо" и "плохо" были не в фаворе. Я старалась все описывать, не оценивая. А похвалу или негативную оценку действий ребенка старалась заменять на эмоциональный отклик, типа "Юра сам пописал в горшок, как я рада ! "))) Где то после двух такой мой речевой экстремизм прошел сам собой, потому что пропало вот это ощущение что каждое слово это основа, опора, глубокий-преглубокий фундамент для моего ребенка.
И вот тоже, кстати или не кстати, с года до двух я видела очень явные параллели между развитием навыков самогигиены(то что называют "освоением горшка") и речевым прогрессом. Первые слова были вокруг туалетных дел, каждый новый этап самогигиены с года до двух сопровождался речевым скачком. Собственно говоря пик речевой активности в год и 10 совпал с моментом , когда сын стал самостоятельно и практически всегда ходить на горшок. (Про пик немного поясню, так как непонятно - у сына в год и 10 был резкий речевой скачок , когда он стал немного давиться и захлебываться словами, я запереживала немного, так как чувствовала что есть опасность заикания и , в частности, перестала ему книжки читать, чтобы не стимулировать)
Не знаю, как это объяснить с точки зрения физиологии и развития мозга, но что то тут явно есть. Поэтому я категорически против памперсов после года именно из-за связи, которую видела собственными глазами :)