Главный вклад китайской цивилизации в мировую культуру... вернее, китайских шахмат в субкультуру шахматных вариантов - это "пушка", пао, уникальная, изобретённая китайцами фигура.
Из остальных фигур уникальной является пушка, или катапульта. Она ест на любое расстояние по вертикали или горизонтали, но только в том случае, если между ней и её жертвой есть фигура, неважно, своя или вражеская, которую можно перепрыгнуть. Таким образом, пушка очень сильна в начале игры, пока доска заполнена фигурами, но слабеет по ходу действия.
На это, впрочем, все обращают внимание.
"Пушка. Ходит как ладья, бьет на любое расстояние фигуру, если между ними стоит одна другая, своя или противника - не имеет значения. При начальной расстановке фигур все кони находятся под обстрелом. То есть первым же ходом игрок может срубить коня пушкой. Но при этом он теряет пушку, так как она становится рядом с ладьей".
Кстати, в китайских шахматах пушка является дополнительной фигурой, помимо пришедших из Индии слонов, коней и колесниц (ладей), они ставятся между пешками и старшими фигурами-офицерами. Забавно, что в европейских шахматах зафиксированна "допороховая" эпоха.
(Тут можно долго говорить о том, как в шахматах проявляется
проекция силы. "То, что в шахматах называют угрозой, в го называется влиянием", и т.д. Я считаю, что пушка, с её особыми качествами, вполне адекватно изображает артиллерию.)
Как бы то ни было, когда европейские энтузиасты шахматных вариантов увидели пушку-пао, они сразу в неё влюбились. Отталкиваясь от логики, стоящей за
европейским слоном и ферзём, они немедленно выдумали пушку-вао, которая ходила и прыгала по диагоналям, а также фигуру, объединяющую в себе свойства пао и вао - её иногда называют "львом". Я, как вы наверное поняли, люблю читать о разных шахматных вариантах; так вот, версии пушки действительно регулярно встречаются, притом в вариантах, которые во всём остальном являются сугубо европейскими.