Army-As-A-System, часть вторая - Проекция силы

Nov 01, 2009 01:08

( ...)

Я подумал и назвал это понятие "Проекцией силы", в честь того безумного американского прогона...

Американцы, действительно, обожают и этот термин, и стояющую за ним идею - достаточно вспомнить программу Prompt Global Strike.

Но постараемся очертить понятие чуть точнее.

На первый взгляд, Проекция силы вырасает из дальнобойности орудий, то есть входит в Атаку. Большинство американских трактовок понимают проекцию силы именно так - как возможность атаки на сверхдальней дистанции, за счёт превосходства технических средств. Но на этом она не кончается.

Если говорить о фехтовании, Проекция силы - это ложные выпады, заставляющие противника совершить ошибку, а также боевые кличи, давящие на психику, и прочие подобные трюки, упомянутые Миамото Мусаси в его трактате. Короче, Проекция силы - это самое неочевидное действие в поединке. (Подобно Сбору информации, который олицетворяет Воздух на тонком слое.) Меч - это Огонь, но его возможные положения, которые противник обязан учитывать, и которые влияют на его действия - это Воздух.

В переслегинских текстах проекция силы ближе всего к понятию "оперативной тени", то есть потенциальной неблокируемой угрозы.

"Учение об операции - понятие "тени".

Возможно, самым сложным понятием аналитической стратегии является "тень". Этот термин носит синтетический характер и описывает воздействие на устойчивую позицию эвентуальной угрозы оперативного маневра.

Пусть существует класс ситуаций, при которых одна из сторон не может помешать противнику захватить - в рамках одной операции - определенную территорию (или уничтожить определённый объект, или вывести из строя определённую систему - Г.Н.). Тогда эта территория "затенена" возможной операцией противника, причем коэффициент затенения определяется отношением мощности множества пространства решений, в котором оккупация происходит, к общей мощности пространства решений. Как правило, об "оперативной тени" говорят лишь в том случае, если коэффициент затенения близок к единице.

Оперативная тень называется существенной, если она отброшена на узлы связности позиции противника. Если тень отброшена на центр позиции, позиция действиями, остающимися в рамках аналитической стратегии, удержана быть не может (первая теорема об оперативной тени).

Наступление из существенно затененной области или в эту область не имеет перспектив на успех (вторая теорема об оперативной тени).

Если эвентуальная возможность операции может отбрасывать "тень" (возможно, не очень густую), то тем более "тень" отбрасывает реальная операция, особенно, находящаяся в фазе нарастания. Величина тени, которую отбрасывает реальная операция, пропорциональна ее темпу (третья теорема об оперативной тени).

Если несколько узлов связности сцеплены, то затенение одного из них отбрасывает вторичную "тень" на всю систему (четвертая теорема об оперативной тени)".

"Величина тени, которую отбрасывает реальная операция, пропорциональна ее темпу" - таким образом, Проекцию силы можно связать не только с Атакой, но и с Движением. Это логично, раз уж я связал Проекцию силы с Воздухом - по Кроули, Воздух - сын Огня и Воды. Чем быстрее мы перемещаемся, чем дальнобойнее и мощнее наше оружие, тем ярче выражена наша способность воздействовать на противника за счёт проекции силы.

Ещё надо упомянуть концепцию специальных операций, как их понимало американское командование во время Второй мировой войны. Специальные операции включали в себя распространение пропаганды и дезинформации, организацию саботажа, ликвидацию ключевых фигур противника, высадку диверсантов во вражеском тылу, в общем, всё то, что могло ослабить вражеское сопротивление перед началом основного наступления. Это тоже проекция силы.

Наконец, "то, что в шахматах называют угрозой, в го называется влиянием".

В восточной традиции, понятие Проекции силы ближе всего, хотя не идентично, концепции Ши. Ши переводят, как "влияние", "мощь" или "энергия". Ши посвящена пятая глава трактата Сунь Цзы ("Мощь" в переводе Конрада, "Стратегическая мощь" в переводе Малявина).

"То, что позволяет быстроте бурного потока нести на себе камни, есть ее мощь. То, что позволяет быстроте хищной птицы поразить свою жертву, есть рассчитанность удара... Мощь - это как бы натягивание лука, рассчитанность удара - это как бы спуск стрелы" - или, как сказано в другом трактате, Ши подобно тому, как стрела из арбалета поражает солдата за сто шагов, но Ши заключено не в стреле, и не в арбалете, а в самой этой возможности.

К сожалению, мне сейчас не хватит сил на перепечатку цитат из перевода Малявина, или, тем более, на перевод раздела из американской книги про китайскую стратегию. Но можно процитировать статью Руслана Исмаилова:

"Во времена Троецарствия Чжугэ Лян, воюя с вэйским полководцем Сыма И, был застигнут превосходящими силами противника в г. Сичан. Вместо того, что бы приступить к обороне, Чжугэ Лян открыл ворота, приказал своим солдатам не трогаться с места, а сам поднялся на вышку главных ворот города, и на глазах у подходившего противника стал играть на лютне. Сыма И, преследовавший отступавших, подошел к городу и, увидев такую неожиданную картину, решил, что противник подстроил какую-то хитрость. Не сумев разгадать ее, Сыма И не решился на нападение и отвел войска.

(...)

В III веке до н.э. Ханьское царство подверглось нападению сильного царства Цинь. Много более сильная цинская армия осадила город Эюй и положение ханьцев стало критическим. Ханьцы обратились к соседнему царству Чжао за помощью. Правитель Чжао откликнулся на просьбы и послал на помощь осажденным полководца Чжао Шэ с сильным войском. Чжао выступил из столицы и, пройдя не более 20 миль, разбил лагерь и предупредил свое войско, что он будет действовать только по своим соображениям и любая критика его действий будет караться смертью.

Циньцы, узнав о выступлении Чжао, предприняли ложный удар в сторону чжаосского города Уаньчэна. Подойдя к городу, они разбили укрепленный лагерь и подготовились к приступу. Но, несмотря на просьбы горожан, Чжао Шэ не тронулся с места и начал укреплять свой лагерь.

Циньцы, которым не удалось выманить Чжао Шэ из укрепленного лагеря, послали лазутчиков, что бы выяснить намеренья чжаосского полководца. Чжао Шэ принял лазутчиков, устроил в их честь пир и отпустил уверенных в том, что лагерь укреплен надолго и Чжао Шэ не собирается покидать его. Но, едва лазутчики скрылись, Чжао Шэ отдал приказ спешно выступать. Зная, что до возвращения лазутчиков Циньцы ничего не будут предпринимать, он спешным маршем отправился к городу Эюй и достиг его за два дня, оказавшись в 50 милях от Уаньчэна. Цинцы, пораженные неожиданным появлением войск Чжао, принялись спешно занимать высоты к северу от города. Но Чжао Шэ опередил их. В результате Цинская армия, оставившая укрепленные позиции и снявшая осаду, пришла в расстройство и вынуждена была отступить".

Вот что такое победа, достигнутая за счёт Проекции силы.

Мне также вспоминается японский образ "ветра смерти", или "убийственного намерения", которое исходит от человека, готового убить и умереть, и которое может парализовать неподготовленного соперника.
Но вообще, наверное, каждый из нас может представить себе холодок, который исходит от настоящего оружия, просто за счёт того, что оно настоящее и способно нести смерть.

Итак, в Воздухе можно разглядеть и психологию, и мистику - но и мощь Огня, и стремительность Воды, и объективные возможности современных технологий :).

Что касается обоснования, то, во-первых, я опираюсь на трактовку Кроули, это мой первый ключ:

" Следует всегда помнить о том, что термины, использовавшиеся древними и средневековыми философами, совершенно не означали того, что под ними понимают сегодня. "Вода" - это не химическое вещество H2O; это вездесущая абстрактная идея...
(...)
Подобным образом, рассматривая змею, они бы назвали её силу смерти Огненной, её быстроту - Воздушной, её волнообразное движение - Водным, а живучесть - Земною".

Ядовитый укус змеи, её атака - Огонь. Движения змеи - Вода. Живучесть змеи, её, так сказать, боевая устойчивость - Земля. Но быстрота змеи, то есть её внезапный бросок - это Воздух.

И второй ключ, опять же, из Исмаилова:

Вкратце рассмотрим, какие инновации в оснащении армии нашло человечество на протяжении своей истории.

Первой и самой значительной инновацией было изобретение оружия. Разделение функций поражения противника и управления этим процессом позволило запустить технологический прогресс по пути совершенствования оружия. Что, естественно, было проще, нежели совершенствовать человека, воспитывая из него "идеального бойца".

Следующей важной инновацией (пришедшей к нам из Древнего мира) является метательное оружие. Возможность поражать противника на расстоянии придавала прямой схватке вид непрямого действия - воин получал возможность наносить поражение врагу, не вступая в непосредственный конфликт.

Третей инновацией является появление доспехов. В полном соответствии с тезисом Сунь-Цзы: "в древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым", доспехи обеспечивают воину устойчивость, и с этой точки зрения они являлись очередной формой непрямого действия.

Важное место занимает также изобретение кавалерии. Лиддел-Гарт приводит множество примеров, которые показывают, как использование кавалерии способствовало выигрышу битв.

Отдельно стоит отметить изобретение паруса и тарана.

Итак...
Боевое оружие ("меч", как самый яркий символ) - это Атака.
Приручение лошади - это Движение.
Метательное оружие ("лук") - Проекция силы.
Доспехи - Защита.

Таран и парус в отдельной категории, потому что таран - это "меч" для корабля (Атака), а приручение ветра на море аналогично приручению лошади на суше (Движение).

Ну и наконец.

Мысли о проекции силы пришли ко мне во время перечитывания "Тихоокеанской премьеры". Меня поразил образ японских кораблей, вынужденных бежать с поля боя, так и не сделав ни одного выстрела по противнику, и лишь из-за того, что где-то рядом могут появиться американские авианосцы. 
Ещё более яркий пример - роль снайпера на поле боя. Согласимся, что у снайпера не такая уж мощная Атака (хотя и точная, и за счёт этого эффективная). Но снайпер может попортить кровь непропорционально большому количеству людей, сковать их действия и ослабить волю, именно за счёт того, что я назвал Проекцией силы. Снайпер всегда может застрелить лично тебя. Или наблюдателя-корректировщика. Или невовремя высунувшегося офицера. Возвращаясь к термину Переслегина, снайпер, которого не удаётся засечь, может накрыть своей "тенью" всё подразделение.

В общем, те, кто меня знает, уже понимают, какие я из этого сделаю выводы :).

(продолжение следует...)

aaas

Previous post Next post
Up