1944 и Супероружие Японской Техноимперии (часть первая)

Jul 19, 2006 23:58


Отдельное спасибо моим консультантам, slavamakarov'у и ogasawara.

Простите меня, дорогие читатели.
gwen_frozen говорила, что не вникает в постинги о корабликах и самолётиках.
fortunatus говорил, что не любит посты про технику и в технике не разбирается.
madius говорит, чтобы я кончал писать несмешную фигню и, наконец, начал бы говорить от себя и по делу.
И да, на мне давно висит обещание написать про Ивила и свой пантеон.

Но натыкаюсь на очередной артефакт и обо всём этот забываю. В этот раз таким артефактом стала японская компьютерная игра "1944".

Однажды, давным-давно (это было в восьмидесятые!) японская компания Capcom выпустила игру "1942", которая сразу же стала бессмертной классикой жанра. Суть игры была проста, как две копейки. Над морем летел маленький американский самолётик (символизирующий Р-38 "Лайтнинг"), а на встречу ему волна за волной шли японские истребители, от которых игроку и приходилось зачищать небо. Цель - прорваться к Токио и сбить гигантский шестимоторный японский бомбардировщик-авиаматку "Аяко". Плод фантазии разработчиков, "Аяко" прожила в их играх долгую и славную жизнь...
С очень большой натяжкой "1942" можно считать отражением рейда Дулитла.

Потом был "1943: битва за Мидуэй". Да, битва при Мидуэе случилась в 42, но японцы не были русскими, поэтому такие мелочи их не волновали, а американские игроки вообще не заморачивались историей. В "1943" добавились наземные, вернее, надводные цели - теперь игрок должен был не только сбивать японские самолёты, но и топить японские корабли. Среди боссов была вездесущая летающая авиаматка "Аяко" (на сей раз целых три штуки) и "японская авиационная эскадрилья Дайхирю", с которой игроку приходилось драться дважды. Все остальные - реальные корабли. Тяжёлый крейсер "Тоне", линкоры "Фусо", "Исе" и "Ямасиро", авианосцы "Кага", "Акаги", "Хирю" и "Сорю". Финальным боссом был сам великий и ужасный линкор "Ямато"; короче, этот "Мидуэй" обошёлся японцам ещё дороже реального.

Обратили внимание? Это была японская игра, в которой игроку предлагалось почувствовать себя американским лётчиком, уничтожающим японцев. Даже некоторых американцев коробило при мысли, каково было японским игрокам играть в подобное. Тем не менее, Capcom не только продавала игральные автоматы в Америку, за зелёные деньги, но и совершенно спокойно устанавливала их на родине. Восток - дело тонкое... Тот же ogasawara считает это извращённой формой реваншизма.

Но, видимо, совесть их всё-таки мучила, ибо после "1943" разработчики ушли в долгий и тяжёлый запой, итогом которого стала выпущенная для внутреннего рынка психоделичная игра "1943 Кай". По сути, это был ремикс "1943" с повышенной сложностью, новыми врагами и лазерным оружием, а также с красным революционным бипланом вместо американского истребителя. В конце игрока ждал всё тот же неизменный "Ямато". Выложенная мной картинка и была иллюстрацией к этой самой игре. Как флегматично заметил slavamakarov, "если биплан, если красный, если с боевым лазером - значит, это русские".

Была ещё игра "1941: Counter Attack", но она ничем не выделялась, помимо того, что игроку предлагали сбивать немцев, которых японцам в любом случае было не жалко. О потрясающей "19ХХ" я расскажу как-нибудь в другой раз. И вот, наконец, пришло время "1944".

Пропускаем то, что в ходе игры стандартных врагов, "Зеро", быстро сменяют "Синдены", в том числе и какой-то странной конфигурации с передним винтом и ракетным вооружением. Не будем говорить о лазерах, которые к середине игры появляются и у игрока, и у японцев - в конце концов, это обычная игровая условность. Да, и ещё, своеобразная уступка японскому патриотизму, если в игре участвуют два игрока, второй летит не на Р-38, а на "Зеро", что запутывает ситуацию ещё больше - в самом деле, американский и японский истребитель против японских вооружённых сил. Речь о другом.

Так как реальный японский флот был уже потоплен "1943", Capcom набила "1944" выдуманными японскими вундерваффе, которые игроку приходилось уничтожать на суше, на море и в воздухе. К психоаналитику не ходи, обычная японская история - тяга к супероружию и военной мощи, запрет на обладание супероружием, стремление его уничтожить... см. серию "Metal Gear". Но вот конкретное представление этих вундерваффе в игре... как сказал один американец, "слава богу, что в реальности у них не было ничего подобного". Ей-ей, глупо так говорить о старой примитивной двухмерной стрелялке, но она создавала образ, погружала игрока в особый мир. В этом мире Япония не просто ударилась в разные безумные проекты в лучших традициях Третьего Рейха, но и преуспела в них, оставив позади и Германию, и СССР, и даже США; Штаты, в итоге, задавили Японскую Техноимперию массой, но ничем иным. Думаю, в подобном мире европейский театр военных действий считался бы второстепенным не только в США... Переслегин вообще бы не писал про Германию, при такой-то Японии... а сайты с моделями немецкой техники шли бы в качестве дополнения к сайтам о технике японской.

Я назвал это "Японией Фёдора Березина". Поверьте, Япония-1944 была бы достойна пера автора "Огромного чёрного корабля". Впрочем, что значит "поверьте"? Дальше будут картинки! Итак, поясняю. Цель каждого уровня - уничтожить очередное творение сумрачного японского гения. Перед каждой схваткой с боссом показывают его силуэт для опознания и приблизительные ТТХ. Если игроку удаётся уничтожить цель, его награждают победной картинкой. Последние бывают двух типов - стилизация под документальную съёмку или коллаж из фотографий, газетных вырезок и каких-то эмблем.

1. Скоростной эсминец "Наги"



Внимание! ТТХ может содержать дезинформацию!

Первый уровень радует игрока пальмами и белыми пляжами. Похоже, что это действительно Гаваи, а значит, в 1944 году японцы решили отработать по Пёрл-Харбору ещё раз, на бис. Видимо, речь о набеге эсминцев; мы видим, как они огромными торпедами топят какие-то невнятные корабли. Пара эсминцев, собственно, и является боссами уровня. Но, судя по тому, что нас с самого начала атакуют "Зеро", авианосец в рейде участвовал. Хех, если уж говорить об этом, то с земли по нам тоже стреляют, так что японцы, наверное, и десант высадили ;).

Но атаки оказались плохо скоординированы, и оступающие эсминцы были почти в полном составе потоплены американской авиацией.

Эсминцы типа "Наги" ("Штиль"), были одним из тех странных проектов, споры о которых не утихали и после войны. С одной стороны, речь шла о тяжёлом эсминце, который по водоизмещению приближался к стандартному крейсеру Второй мировой. С другой стороны, с точки зрения артиллерийского вооружения корабль был очевидно слаб. Козырем "Наги" была его скорость, которая по некоторым свидетельствам даже превышала заявленные 38 узлов. Следует отметить и мощное торпедное вооружение, с носовыми и кормовыми торпедными аппаратами, специально сконструированными под тяжёлые сверхмощные торпеды нового типа. В отличие от многих других экспериментальных торпед, эти действительно взрывались при попадании в цель. Может быть, в дальнейшем "Наги" себя бы ещё показал, но с того набега на Пёрл-Харбор не вернулся ни он, ни его братья.
Нельзя отрицать одно - развитие эсминцев, как класса, пошло по пути увеличения водоизмещения, и многие современные эсминцы догнали и превзошли "Наги" по тоннажу, но его скорость в этой категории так и осталась непревзойдённой.

Посмотрите, как горделиво он смотрится у причала (левый нижний угол)! Снимок сделан перед  отправкой на последнее задание, остальное снимали американцы:





После родных островов и моря, в котором мы утопили эсминцы, мы снова подлетаем к суше. Новый театр боевых действий, бурая почва и бесконечные тёмно-зелённые джунгли, и так несколько уровней подряд. Это либо острова Тихого океана, либо Юго-Восточная Азия.

2. Тяжёлый танк нового типа, "Чу-то"



Внимание! ТТХ содержит дезинформацию!

Японская любовь к запредельным калибрам общеизвестна, поэтому не увительно, что они использовали немецкие разработки для создания усовершенствованной версии "Доры". По-японски она тоже называлась "Дора", хотя означало это, наверное, что-то другое (вообще, после японцев это слово стало интернациональным; в русском, к примеру, суперпушка зовётся "Дурой"). Удивительно то, что японцы умудрились поставить свою "Дору" на самодвижущийся лафет, превратив её из самой большой пушки в самую большую самоходку.  Для самообороны на платформу установили обычные орудия и зенитки, в том числе одну башню, снятую с эсминца. Эта, с позволения сказать, боевая машина получила кодовое имя "Чу-то", что очень приблизительно можно перевести, как "Тип-Супертяжёлый". Имперская пропаганда гордо именовала его "Боевым зверем", и хвасталась наличием у Японии "танка весом в пять тысяч тонн", хотя приводимый в движение двигателями от подводной лодки монстр тянул где-то на полторы с небольшим. Указанная максимальная скорость в 32 км/ч и вовсе была из области ненаучной фантастики.

По первоначальным планам "Чу-то" должен был выковыривать недобитые американские гарнизоны из неприступных подземных крепостей; считалось, что американцы, подобно настоящим самураям, замуруют себя и будут держаться до последнего. Но американцы настоящими самураями не были.
Вообще, решение отправить неповоротливого гиганта на острова, в зону ответственности Флота, было пронизано истинно японской гениальностью. Где ещё он мог проявить себя, как не в регионе, известном своим неровным ландшафтом и густыми джунглями? К чести японцев следует признать, что больше посылать его было просто некуда.

...Когда американские самолёты образцово-показательно разбомбили "Боевого зверя", многие японские генералы вздохнули с облегчением.





3. Экспериментальный штурмовик "Акане"



и

6. Особый штурмовик "Харука"



Внимание! ТТХ содержит дезинформацию! В первую очередь это касается указанной длины. Есть вероятность, что обозначена не максимальная, а крейсерская скорость.

Надо сказать, с авиацией Японии почему-то не везло. Нет, в ходе войны удалось завершить перевооружение на "Синдены", хотя их всё равно не хватало, но этот истребитель так и остался уникальным случаем. Эх, самолёты - последнее прибежище германофила. В Японии не было создано ничего подобного Ме-262, не говоря уже о самых экстравагантных немецких проектах.
До самого конца войны у японцев так и не появился нормальный реактивный двигатель. Им приходилось строить поршневые самолёты с прицелом на последующую переделку их в реактивные, и, в том числе и по этой причине, они зациклились на устаревшей и бесперспективной двухмоторной схеме. Добавим к этому весьма консервативную аэродинамику, и мы получим тяжёлые штурмовики "Акане" и "Харука", а также тяжёлый истребитель "Араси", о котором я расскажу позже.

(От себя скажу, что этот момент, как раз, добавляет безумному миру "1944" реалистичности. Ну не могут же японцы разом совершить прорыв во всех областях? А так, как писал Переслегин, "те же поршневые бомбардировщики стартуют там сейчас с атомных авианосцев". И потом, вспоминая "люфтваффе-46", мы ведь не знаем, что у них на чертёжных досках лежало; речь только о том, что они довели до ума к 1944.)

Мало того, что сама концепция тяжёлых двухмоторных штурмовиков кажется не до конца обоснованной, так японцы ещё умудрились сделать два похожих самолёта для одной тактической ниши. Впрочем, верный своему названию, штурмовик-прототип "Акане" (его имя означает "марена", есть такое растение) был построен в единственном экземпляре, и использовался для отработки различных систем. На нём испытывались ракетные ускорители (с ними мы впервые видим его в игре), подвесные топливные баки, различные автоматические пушки с дистанционным управлением для обстрела задней полусферы, локатор, авиационный радар и много чего ещё. Ходили разговоры о возможности его переделки в противолодочный самолёт, или даже в ночной истребитель. А фанаты до сих пор исходят слюной от модели гипотетического "послевоенного" "Акане", с турбореактивными двигателями и тарелкой самолёта ДЛРО.

В русской историографии так и не устоялось общепринятое определение штурмовика "Харука" ("Далёкий", "Дальний"). Его звали и "Специальным", и "Особым", и "Специализированным". Видимо, именно более простой и дешёвый "Харука" предназначался для массового производства. Есть основания считать, что ему предназначалась роль специализированного истребителя танков, и что готовили его для будущего наступления в Сибири. Оптимисты...

...Лётчик-испытатель из последних сил вцепился в штурвал "Акане", пытаясь дотянуть объятый пламенем самолёт до какой-нибудь стоящей американской цели.









4. Крейсерский танк "Нороши"



Внимание! ТТХ содержит дезинформацию!

Каждый раз есть что-то, что заставило меня написать тот или иной постинг. В данном случае такой точкой стал "Нороши" (по историческим и эстетическим причинам пусть будет "Нороши", а не "Нороси"; кстати, в переводе это означает "сигнальный огонь"). Вот что меня действительно потрясло. Ладно, идиотские цифры, их надо делить на три, как минимум, но вот скорость для таких обводов вполне реальная. Да вы только посмотрите на него! Какое там Панцерваффе-46, новейшие "Пантеры" и серия "Е" - рядом не валялись. Сплющенная башня, низкий профиль, удлинённый корпус - не крейсерский танк, а настоящий ОБТ, минимум второе послевоенное поколение, если сразу не на третье. Лично мне он напоминает "Меркаву". "Нороши" на вооружении японской армии Второй мировой - фантастика, по сравнению с которой самоходная "Дора" - скучная и грустная реальность. Отставить "японские тридцатьчетверки с сакурой на броне". За возможность использовать в бою ЭТИ машины любой японский генерал без соли съел бы свою катану. Два раза. Будь у них такой танк... про немцев я уже сказал, про американцев вспоминать просто смешно, а нам бы оставалось только клепать и доводить до ума ИСы. ИС-7 обр. 48 г. против "Нороши" хотя бы уже смотрелся.

В условиях Азиатско-Тихоокеанской региона эти машины так и не смогли до конца себя проявить, а до европейского ТВД, для которого, по сути, и создавались, они не дошли. К тому же, их было слишком мало. И всё же, "Нороши" оказал влияние на всё послевоенное танкостроение, его черты можно увидеть в большинстве современных основных боевых танков.
Один трофейный танк после войны попал в Кубинку, под обозначением "Нороши, тип четыре". У наших специалистов, которые его испытывали, он получил уважительное прозвище "танк Хороший".

Обратите внимание на скошенную по бокам башню. Кстати, что это за устройство, слева от пушки? Это случайно, не какой-нибудь примитивный прибор сороковых годов, вроде лазерного дальномера?





5. Межконтинентальный бомбардировщик "Кю-о"



...Личный Его Императорского Высочества принца Кирну четырех золотых знамен именной бомбовоз "Горный Орел".
А, ну да. Внимание! и т.д. Обозначена не максимальная, а крейсерская скорость.

"Кю-о" в переводе означает "большой и высоко(летящий) царь", "возвышенный правитель". Этот чудовищный шестимоторный самолёт (на схеме он изображён в ранней, семимоторной конфигурации) создавался с одной целью - долететь до Америки и сбросить атомную бомбу на Вашингтон. Или, как минимум, на Лос-Анджелес. Для него была приготовлена специальная взлётная полоса на одном из островов Тихого океана (то, как они её строили - отдельная история). Но бомба запаздывала. Под угрозой захвата аэродрома американцами, было принято решение перебросить "Кю-о" на Окинаву. Это означало, что после нанесения удара по Америке он уже не сможет вернуться на японский аэродром, но это волновало экипаж в последнюю очередь.
До Окинавы Кю-о так и не долетел. Сразу после взлёта его атаковала эскадрилья американских истребителей. Бомбардировщик продемонстрировал чудовищную живучесть, но, в конце концов, "Небесный царь" был свергнут.





Update: Прав, прав ogasawara. Кю-о был стратегическим бомбардировщиком-гидросамолётом. Ему не требовалась полоса. Позор мне. Но остальном всё так и было - его перебрасывали на новую базу, поближе к Японии, и т.д.

Обратили внимание, как американскую пропаганду заклинило на этом "We Got It!"? То ли ещё будет...

( продолжение следует)

техноимперия, корабли

Previous post Next post
Up