В качестве дополнения к описанию
Рыцаря Порядка, я решил, что я ещё не всё сказал. Я там сослался на статью Егора "Прости, господи" Холмогорова "
Политическая эсхатология", которая на меня сильно повлияла в своё время. Она важна для всей этой темы, поэтому я хотел бы поговорить о ней подробнее, цитируя оттуда целые куски.
Во-первых, что такое жёлтая татиба:
"
Отсюда следует очень интересный вывод, опровергающий некоторые популярные суждения о постепенном «эволюционном» становлении «всемирного государства» антихриста. Политическая эсхатология священного писания дает нам совершенно другую картину.
В ней антихрист выступает своеобразным «восстановителем» римского царства после периода его упадка. По словам св. Андрея Кесарийского антихрист «придет как царь Римский под видом того, чтобы устроить, обновить и усилить начальство их, а на самом деле - чтобы произвести в них совершенное опустошение» (Толкование на Апокалипсис. Слово XIX. Гл. 55.). А Лев Александрович Тихомиров, доведя ту же мысль до предельной четкости, говорит о том, что «Антихрист является консерватором-контрреволюционером. Но, с другой стороны, он явится перед миром с совершенно новой идеей, несравненно более революционной чем та, которую он упразднил» (Религиозно философские основы истории. М., 2004, с. 670).
В чем же суть этой новой идеи антихриста, которая полностью извратит мнимо осуществленное им «восстановление» должного порядка? Все святоотеческое предание указывает здесь на идею возможности духовной и нравственной жизни без Бога и против Бога. В идее нравственного развращения, примитивной скотской греховности нет ничего такого, что могло бы полностью прельстить людей и «даже избранных». Антихрист меньше всего может быть либертеном. Напротив, говорится о том, что он придет в притворном образе благочестия. Но центром этого благочестия будет не истинный бог, а сам антихрист, как человек, сумевший без Бога быть как бог, сумевший без благодати творить благо, сумевший без веры творить чудеса, точнее призраки чудес. Изощренное злодейство антихриста будет состоять именно в этом ложном образе блага, в том числе и блага социального. Режим антихриста не будет уже аномией, напротив, он будет торжеством социальности и порядка, но обезбоженных, лишенных высшего смысла...
Антихрист явится не только как великий чудотворец и лжеучитель, не только как машиах иудейства, но и как римский царь. Однако в отличие от подлинного царя, сердце коего «в руце Божией», антихрист будет тираном, закон которого будет корениться не в Божией, а в его личной воле, а этос, - не в добродетели, а в его эгоистическом нраве… При этом антихрист будет подлинным «апостатом», отступником от истины Христианства, а не просто плодом вавилонского безверия. Он будет прекрасно знать, что отвергает и осуществит, в этом смысле, высшее разделение верных от неверных".
Короче, Антихрист - он как Сталин, только намного умнее и могущественнее.
Жёлтой татибе противопоставлена Чёрная, которую Жёлтая побеждает. Здесь сразу надо сказать о том, что слово "Вавилон" может означать очень много разных вещей. Например, Вавилон может отсылать к сказке о всемирной империи постапокалипсиса, первом государстве, которое возникло на руинах и костях старого мира, и которое в знак своего новообретённого могущества решило построить башню до неба (= Дворец Советов). Поэтому Бог уничтожил эту величайшую державу, раздробив единое человечество на народы и дав каждому народу свой, непонятный другим язык (свои мемы и мифы). Эта
мамона связана с Антихристом, который уподобится древнему Нимроду: объединит человечество и заставит его поклоняться себе:
"К такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Немврод (Нимрод), внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физическою силою. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиною своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут бояться Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властною защитою его, Немврода. При этом он хвастливо заявлял, что защитит их от Господа Бога, если бы Тот вновь захотел наслать на землю потоп. Он советовал им построить башню более высокую, чем насколько могла бы подняться вода, и тем отомстить за гибель предков".
Но есть и другой Вавилон, Великий город Вавилон из "Откровения": "горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе... Ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы" (Откр. 18: 19; 22-23).
О какой мамоне речь? О допотопном мире каинитов и гибридов-нефилимов - о социуме, который создал города, музыку, технологии, изобразительное искусство, женскую косметику, волшебство и торговлю с единой системой мер и весов.
Как писал Иосиф Флавий:
"
Изобретением весов и мер [Каин] изменил ту простоту нравов, в которой дотоле жили между собою люди, так как жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих близких жить в одном определенном месте. Этот город он назвал по имени старшего сына своего, Геноха, Генохиею. У Геноха же был сын Иаред, а у последнего Маруил (Мегияэль), от которого родился сын Мафусаил; сыном этого был Ламех, у которого было семьдесят семь сыновей, рожденных ему его двумя женами, Селлой и Адой. Из них Иовел, сын Ады, воздвигал палатки и любил скотоводство, а единоутробный брат его Иувал занимался музыкой и изобрел лютни и арфы. Товел (Тубалкайн) же, один из сыновей другой жены, превосходя всех других [братьев] силою своею, особенно усердно занялся военным искусством, доставая себе при помощи его все способствовавшее физическим его удовольствиям, и первый изобрел кузнечное ремесло..."
В Ветхом Завете:
"И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа". (Книга Бытие 4:16-22)
Допотопный мир погиб, выжило всего восемь человек, четверо мужчин и четыре женщины. Но они сохранили культуру старого мира - идею города, идею торговли, идею того, что всё в мире можно измерить и взвесить. Жёны сыновей Ноя прихорашивались для своих мужей, а те играли им на гуслях и свирелях. Это и есть тот Вавилон, который ненавидит Антихрист.
Чёртая татиба:
"
Чтобы вполне уяснить это обстоятельство мы должны попытаться хотя бы поставить вопрос, который в свое время вызвал затруднение даже у мудрейшего св. Андрея Кесарийского. Почему Господь попускает десяти царям возненавидеть и разорить блудницу Вавилонскую, хотя Вавилон кажется средоточием антихристова духа и всяческого зла? «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17, 16-17). Почему десять постримских царств восстанут против города «царствующего над земными царями»?
Если мы обратим внимание на характеристику этого города в следующей, 18 главе Апокалипсиса, то мы обнаружим, что эта характеристика не приложима ни к Царству Антихриста, каковое отождествление еще по недоразумению встречается, ни к отступнической Церкви, каковое мнение широко распространено в «зилотской» литературе. Цари земные лишь «любодействуют» с блудницей. Подлинным же ее смыслом являются веселье, разврат, волхование и роскошь, от которых «разбогатели земные купцы». Разорение Вавилона мыслится прежде всего как разорение его купцов, товаров которых никто уже не покупает, как прекращение веселья и волхования: «горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе… Ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» (Откр. 18, 19; 22-23).
Очевидна неосновательность порой встречавшегося в церковной литературе отождествления апокалиптического Вавилона с Римом. Образы центра всемирной монархии и всемирного паразита явно несовместимы. Столь же очевиден и отсыл к историческим реалиям падения реального Вавилона, центра купечества и волхования на древнем Востоке, не имевшего давно уже политического значения, зато концентрировавшего в себе тлетворный дух купеческой цивилизации. Наш же современник не без труда опознает этот образ в современных реалиях - это мировая, глобальная система аномии и паразитизма, транснациональный мир «людей воздуха», финансово-экономической элиты мира, контролирующей земные царства через кредит, медиа, культуру комфорта и потребления. Этот «мировой город» сам не есть царство, но вынуждает «любодейстовать» с собой всех царей земных и через это «царствует над земными царями». Эта система нравственного растления и беззакония, волхования и релятивизма, ведет уже видимую войну против святых и пророков, за истребление самого имени Христианства.
Однако глобальный порядок Вавилона равно ненавистен и святым Божиим и земным царям. Эти последние одушевлены другой идеей, предать царство и власть человекобогу, представителю куда более возвышенной и одновременно страшной идеи добродетели и духовного делания без Бога. Именно поэтому мы и сталкиваемся в Писании с парадоксом повествования о последних временах - уничтожением Вавилона как приготовлением пути антихристу, как ложному восстановителю римского порядка и могущества".
Жёлтая татиба побеждает чёрную, потому что жёлтая сильнее чёрной - как на моей
изначальной схеме.
Наконец, близкая самому Холмогорову белая татиба:
"Но в предании, особенно относящемся к последним векам, сконцентрирован целый пласт предсказаний и пророчеств святых о восстановлении православного царства, причем именно в России, как в «Третьем Риме». Этим пророчествам уделяется большое внимание, поскольку в тяжкие дни, переживаемые Россией, они служат к утешению многих. С другой стороны, они порой подвергаются необоснованной критике, за которой, часто, ничего не стоит, кроме нежелания, чтобы подобное радостное изменение судьбы России свершилось. Но и в том и в другом случае не уделяется должного внимания той миссии, которая предполагается этим пророчеством и той мысли, которая в него вложена.
Последний взлет «благозаконной» римской государственности нужен за тем же, зачем нужна и проповедь Евангелия по всей вселенной - «во свидетельство» и в обличение отступления. Представление о вселенской проповеди Евангелия принимают, порой, какой-то одномерный характер, многие думают, что речь идет о проповеди, обращенной к отдельным индивидам, и объясняют это тем, что божественная справедливость требует, чтобы каждому человеку во всех уголках планеты было дано слово Христово, чтобы каждый мог уверовать. Однако этому представлению явно противоречит тот факт, что те каждые, кто жил после воплощения, но до всеобщей проповеди, явно обделены справедливостью, лишены возможности принять евангелие. Для чего предполагается привилегия именно тех, кто живет при конце времен, - совершенно непонятно. Однако возвращение к библейскому языку дает нам ключ к объяснению - проповедь по вселенной будет обращена не к индивидам, а к «языкам», к народам как культурным общностям и субъектам «большой истории». Именно народам, а не отдельным лицам дана будет возможность принять или отвергнуть христианскую проповедь. И сама эта проповедь будет свидетельством и обличением за или против них.
С такой проповедью к народам может выступить либо Церковь, либо государство, как сильный исторический субъект. Только тогда эта проповедь будет услышана. Вернее же всего предположить, что речь идет о сильной Церкви в сильном государстве, чего явно сейчас нет нигде. И пророчества о восстановлении России говорят о приготовлении к этой миссии служения Богу в последние дни. А царство антихристово мыслится как своеобразный перелом, после крайнего благодатного напряжения «последнего расцвета». Не случайно, что в византийских преданиях о «последнем царе» прямо говорится о том, что тот, по окончании своего служения предаст царство Богу, а власть земная перейдет к антихристу. В этом смысле национальная эсхатология России как Православного Царства, особенно занимающая умы наших современников, это эсхатология не исторического триумфа, а трагического надрыва, неприятия миром жизни, устроенной по Евангелию и направленной на проповедь Евангелия. Последнее торжество истинного благозакония мыслимо именно как свидетельство, к укреплению верных и к осуждению тех, кто отверг его и засвидетельствованную им истину.
Образ последнего свидетельства
«Перед концом будет расцвет» - так, словами старца Варнавы Гефсиманского можно подытожить многочисленные пророчества русских подвижников ХIХ-ХХ веков. Все они говорили о скором наступлении последних времен, предсказывали страшную катастрофу России под гнетом безбожников, разрушение храмов и развращение народа, распад Российского государства. Но пророчества эти завершались оптимистическим указанием на возрождение. «Явлено будет великое чудо Божие, ...все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль (Россия) в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» - говорил преподобный Анатолий Оптинский в феврале 1917 года.
Само по себе это предсказание было бы слишком общим, скорее похожим на «благое пожелание», чем на действительно предсказание, если бы не довольно подробный «сценарий», опять же фигурирующий слишком во многих пророчествах, чтобы считать его просто «случайностью»: «Предстоит один и последний расцвет Православия, на сей раз во всем мире - во главе с Россией. Произойдет он после страшной войны, в которой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества... «И будет проповедано евангелие во всем мире», ибо до сего времени проповедовалось не Христово Евангелие, а Евангелие, искаженное еретиками. Будет период всемирного благоденствия - но не надолго. В России в это время будет Православный Царь, которого Господь явит русскому народу. И после этого мир опять развратится и не будет уже способен к исправлению, тогда попустит Господь воцарение Антихриста».
«Костяк» этого предсказания создан был еще в Византии, задолго до наших дней. В первоначальных греческих текстах говорилось о великой северной стране, так как имя Руси еще не было известно. Говорилось о великой битве между «израильтянами» (то есть православными христианами) и «измаильтянами», то есть южными, мусульманскими народами, которые начнут великий поход на христиан. Когда будет казаться, что христианам нет уже спасения ниоткуда, внезапно восстанет «Царь Греческий» (в смысле - Православный) и «с яростию великою» сокрушит врагов. На недолгий срок на всей земле должны воцариться мир и благоденствие, короткая «тишина», предсказанная в Апокалипсисе, после чего уже быть концу мира. Эта древняя схема пророчества о «предпоследних» временах в наше время не менялась по сути, а только дополнялась по мере того, как грядущие исторические обстоятельства становились все более различимыми.
Предшествовать восстановлению России будет крайняя степень ее кризиса и оставленности всеми: «Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой, - это чтобы на помощь Господню уповали русские люди». Из среды мирового кризиса, который также был предсказан и который большинство мира повергнет в то же состояние, в котором находится Россия, и суждено начаться русскому подъему.
Началом событий должно стать восстановление в России Православного Царства и явление истинного Царя. «До пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться на короткое время. В России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли» - говорил Святитель Феофан Полтавский, скончавшийся в 1940 году в эмиграции духовник царской семьи. Пророк монах Авель, - предсказавший Императору Павлу I его убийство, Александру I разорение французами Москвы, и предрекший мученичество Николая II, предсказывал и о Последнем Царе. Его явление не вызовет никаких сомнений и разногласий у людей, так что не будут спорить «здесь Царь, или там», но все скажут: «Вот он!». Пророк Авель оставил и указание на имя этого Царя - два правителя с таким именем восседали на Русском троне, но не на троне Царей. Из всех русских Великих Князей такое сочетание дают только два имени Владимир и Георгий. Последний Царь не будет прямым потомком Романовых, но будет находиться с ними в родстве по матери - этим сохранено будет преемство с предшествующей императорской Россией.
«Есть только один вождь, способный нам вернуть Россию - Владимир Святой! Россию надо «крестить». Только наново крещенная Русь может снова стать Православным Царством. Возможно ли это новое рождение духовное? Это - проблема не только наша, русская. Это проблема мировая. От того или иного решения ее зависит вопрос о возрасте мира и о близости наступления Восьмого Дня» - писал отец Константин (Зайцев). Важнейшим делом нового Царя будет восстановление чистоты Православия, удаление еретиков из церковной иерархии и уврачевание расколов в Православной Церкви. Как резюмирует современный автор такие пророчества: «Под предводительством такого Царя, как и авторитета церковного и стоящего над различными юрисдикциями, мог бы быть собран законный собор Русской Церкви... Подобно тому, как всегда бывало в истории Церкви, собор под председательством такого Царя очистил бы иерархию от отступников, объединил бы все здоровые силы...». С именем преподобного Серафима Саровского связывается и пророчество о созвании последнего Вселенского Собора: «цель которого: Последнее предупреждение против всеобщего антихристианского ослепления; Объединение всех Святых Христовых Церквей против антихристианского направления; Окончательное проклятия всего масонства, иллюминатства и всех подобных партий, под какими бы названиями они не появлялись, руководители которых имеют одну цель: под предлогом полного благоустройства земли вызвать анархию во всех государствах и разрушить христианство во всем мире, и силою золота, сосредоточенного в их руках, подчинить весь мир антихристианству в лице богоборного царя - одного над всем миром».
Именно с этим связана будет Великая Война, также постоянно упоминаемая в предсказаниях. Ученик Феофана Полтавского - схимонах Антоний (Чернов) рассказывал: «В последние времена, рассказывал владыка, в России будет монархия. Это вызовет во всем мире враждебную реакцию. Враги поползут на Россию яко саранча. «Разве это война? - вопрошал владыка Феофан (во время Второй Мировой), - Вот будет война, когда на Россию весь мир вооружится». И действительно, антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной». Эта война мира, возможно всего Нового Мирового Порядка против России будет ужасной по своим последствиям для человечества, унеся миллиарды жизней. Победителем останется Россия, Русское Царство, которое сможет установить после войны прочный мир и благоденствие на земле, хотя оно и не будет завоевывать большинство земель своих противников, в некоторых пророчествах даже есть указания на то, что территориально оно будет меньше России начала ХХ века, хотя и присоединит к себе ряд земель Православного Востока - например, Святую Землю. Русское Царство, по одному из пророчеств, не будет очень богато материально, но интересно, что заслугой Последнего Царя как земного правителя станет превращение Сибири в цветущую и плодоносящую страну, которая будет кормить всю Россию.
От России, как от победительницы и восстановительницы мира, начнется проповедь истинного Православия. «Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа, которая созиждет очаги Православия - храмы Божии, по всему миру. Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие... А потом? Потом, когда наступит исполнение времен, начнется уже во всем мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Писании, появится антихрист и наступит кончина мира» - так пересказывал Архиепископ Русской Зарубежной Церкви Серафим (Иванов), хранящиеся на Востоке пророчества о последних временах. Многие пророчества с единодушием называют одно и то же время Последнего Царства - 15 лет (правда, непонятно - считать ли этот срок от воцарения Царя, или от установления на земле мира). В это время Последний Царь, согласно древним сказаниям, вселится в Иерусалим, который станет центром Православного Царства, и проживет в нем 7,5 лет. Это будут последние годы мирной и исполненной духовной радости жизни для человечества. Затем придет последнее Отступление, отступление, которое откроет путь Антихристу. Как при ярком свете тень выглядит очень резкой, а черное - черным, так и смущающее человеческую душу действие сатаны будет бросаться в глаза людям, будет очевидно, так что сатана не сможет прикрываться десятками подделок, как теперь. Но при этом люди, изнемогшие от света, будут готовы броситься непосредственно в «глубины сатанинские», которые предложит им Антихрист.
Это Отступление будет носить, скорее всего, характер духовной «прелести» (обмана). Люди обнаружат в явившемся Антихристе какую-то «высокодуховную» исключительную личность и, возможно, изгонят Последнего Царя. В древнерусском переводе греческих предсказаний о Последнем Царе так говорится о конце его земного пути: «Когда же явится сын погибели, взыдет Царь на Голгофу, где верху Древо Крестное (оно, видимо, будет чудесно обретено и водружено на Голгофе, как то было в Византийские времена). И снимет венец свой с главы своей, возложит на крест и поднимет руки свои к Небу и предаст царство Богу. И взыдет крест с венцем на Небо. И когда взыдет Крест на небо с венцем тогда предаст дух свой Царь. И тогда разрушится всякая власть и старейшинство и обличится сын пагубный». Это конечное поражение Последнего Царя, обернется великой духовной победой истинного христианина над носителем духа сатанинского.
Длинные Стены
Идея «удерживающего» многообразна и многозначна, не сводясь только к определенной системе власти, и к лицу монарха. В некотором смысле, «удерживающим» может считаться все то, что проникнуто Божиим благословением и что препятствует развитию «мистерии аномии» и пришествию вслед за ней антихристова порядка. На одном уровне это может быть геополитический субъект, на другом, государственное установление, на третьем - добрый и благочестивый обычай. Однако общий знаменатель всех форм и видов «удерживающего» один. «Сдерживание» антихриста не есть самоцель. Это средство для осуществления другой, стократ важнейшей миссии, спасения человеческих душ. Там, где царит истинный, затронутый благодатью порядок, где не разрушена, по выражению архимандрита Константина (Зайцева) «аппаратура спасения», там большее число людей имеет шанс уберечь свою душу, спасти ее от растления антихристом.
Там, где существует защищенный от аномии социум, в котором люди поддерживают посредством социальных связей благочестие друг у друге, там путь человека к Богу надежно огражден от насильственного прерывания. Некогда древние афиняне построили между своим городом и портом, ведущим в открытое море, «Длинные стены», которые мешали неприятелю перерезать связь города с миром. Правильно устроенное государство, государство-катехон напоминает такие «Длинные стены», препятствуя насильственному перерезанию сообщению человека с Богом. И в этом смысле, оно играет свою роль не только в общей, но и в частной эсхатологии человека, прикрывая от внешних вторжений его личный путь на небо. Там, где это прикрытие действует, возможно возникновение феноменов, подобных феномену Святой Руси, когда не отдельные представители нации, но ее цвет, ее элита, ее лучшие люди вместе приходят в обители Царя Небесного, составляя там высшее исполнение отечества земного. Там же, где эта связь града с горним миром повреждена, там открывается путь не только к аномии Вавилона, но и к сатанократическому царствованию антихриста. Которое, впрочем, осуждено на поражение. И в истории и в полноте времен, историю увенчивающей. Подлинным победителем и последним царем христиан является Иисус Христос, Царь Славы".
(У французов, кстати, тоже есть такие пророчества и легенды, только там фигурирует католический король Франции.)
Итак, в этом тексте используются три краски - белая, жёлтая, чёрная. Белая татиба, в качестве "удерживающего", должна подавлять и, одновременно, уравновешивать две соседние татибы - вавилонскую тайну беззакония (чёрную) и антрихристову контрреволюцию порядка (жёлтую). Если белая ослабеет, а чёрная усилится, то жёлтая сожрёт чёрную: Антихрист уничтожит современный "Вавилон", в котором воскрес допотопный мир каинитов, во имя древнего вавилонского мегапроекта Нимрода.