Не будет смерти Робин Гуду

Mar 19, 2017 23:30

Я очень люблю песню, которая звучит в конце советского мультфильма 1970 года "Отважный Робин Гуд" (ссылка на концовку).

Сам мультфильм так себе, хотя Робин там зачётно-рыжий (кровь Зарада, владыки лесов). Но песня...!

Это пример того, как шедевр рождается в процессе воспроизведения культурного артефакта. Изначальный текст песни намного слабее, формулировки менее чёткие, выбор слов не такой удачный, много лишнего. Начало вообще какое-то бубубу: "Сосед, на меня напал приступ экспозиции, и я сейчас тебе расскажу, что мы с тобой в лесу одни...". Это просто не нужно. И когда автор оставил только то, что работало, у него получилась песня, выстроенная по законам диалектики:

Тезис:

Свершили в чаще колдуны
Над Робин Гудом чудо:
При свете солнца и луны
Нет смерти Робин Гуду,

В костре он будет невредим,
Робин из битвы выйдет целый,
И от стальной его груди
Отскакивать будут стрелы.

Это говорит первый голос, профан, задающий тему магии друидов. Ему отвечает посвящённый, формулируя антитезис:

Неправда, Робин не стальной,
Ничуть других не тверже!
И может быть пронзен стрелой
Или мечом повержен.

Тогда над ним склонится друг,
Самый надёжный, самый смелый
Чтобы у Робина из рук
Взять славный лук и стрелы.

Синтез:

В заветный рог он затрубит
Над рощами Шервуда.
Пока он в битве не убит,
Он будет Робин Гудом.

Ты можешь Гудом стать, сосед,
Может быть, даже я им буду.
Вот почему на тыщу лет
Нет смерти Робин Гуду.

Вот почему на тыщу лет
Не будет смерти Робин Гуду!

Робин Гуд действительно бессмертен. Человека убить можно, легенду - нет. Ирония в том, что второй голос, посвящённый, признаёт, что профана больше шансов стать Робином, чем даже у него самого (хотя не исключает, что и ему однажды придётся взять в руки рог и лук). Потому что профан верит в Робина, а посвящённый - знает.

И меня завораживала мысль, что когда Агранович писал эти строчки, он не мог не думать о том, что Робин Гуд жив до сих пор.

***

У меня есть странная фантазия о варианте реальности, в которой компания DC поручила качественной отечественной студии комиксов создать графическую новеллу про конец Холодной войны, пост-советскую реальность и Зелёную Стрелу, в рамках очередных Elseworlds.

Зелёная Стрела - потому что это единственный американский супергерой, интуитивно понятный позднесоветскому человеку. (Я имею в виду классического персонажа, феноменального лучника в маскарадном костюме Робин Гуда, в шляпе с пером, народного мстителя и заступника.) Отечественная студия необходима для того, чтобы вписать Зелёную Стрелу в контекст советского мифа о Робин Гуде, ну и избежать совсем уж откровенной клюквы.

Вот такой персонаж появляется в поздне-позднесоветском обществе, на фоне затяжного кризиса, за пять минут до коллапса системы, когда она по-прежнему казалось вечной и несокрушимой. Он учит людей отстаивать права, бороться за них, выходить на демонстрации. У власти есть KGB и танки, а у него есть только бьющий без промаха лук, но он знает - человека убить можно, мечту о свободе - нельзя. ("Восставай и восставай снова, пока агнцы не станут львами"/''Rise and rise again until lambs become lions'' - девиз Робин Гуда из относительно недавнего слабого американского фильма.)

...А потом он снова попадает в эту страну, 15 или даже 20 лет спустя. Он постарел, постарели его местные товарищи, некоторых уже нет в живых. И все идеалы, за которые они сражались, давно просраны. И правят ими те же рожи, только под другими лозунгами. да вот нет уже ни сил, ни надежды, и никто не хочет начинать заново. Во-первых, бесполезно. Во-вторых, народные массы не поддержат (" не имея старого государя, они не сумеют ни договориться об избрании нового, ни жить свободно"). В-третьих, в прошлый раз уже пробовали, а кончилось всё этим вот. Но есть вещи, которые не меняются. Стрелы по-прежнему летят точно в цель, а это уже больше, чем ничего. "В заветный рог он затрубит над рощами Шервуда. Пока он в битве не убит, он будет Робин Гудом".

боги

Previous post Next post
Up