2. С
другой стороны, я предлагал вам взглянуть на ситуацию с точки зрения представителей "злых" народов, которые служили Морготу в Первую эпоху, Саурону во Вторую и Третью. Это никакие не орки (на которых можно валить всё, что угодно), это люди: со своей культурой, со своими убеждениями, со своими священными традициями, доставшимися им от предков.
В этом плане, я согласен с основным посылом текста, который накладывал "теорию этногенеза" Гумилёва на историю Средиземья:
"
Все рассмотренные нами выше суперэтносы в русскоязычной литературе традиционно объединяются под названием Светлых сил, так же как их противники, которые будут рассмотрены ниже, именуются Темными силами. Хотя сами Светлые в исследуемый период этих терминов не употребляли, факт существования обоих группировок - гиперэтносов был для них очевиден и проявлялся неоднократно. Каждую из них объединяла религия: Светлые силы почитали бога Эру, тогда как Темные - Мелькора и Саурона, которых Светлые в свою очередь считали дьяволами. Разумеется, религия лишь отражала различия в суперэтнических стереотипах поведения, которые были гораздо более глубокими между обоими гиперэтносами, чем внутри них".
Понятно, что в книгах это не совсем так. (Хотя бы потому, что народам Запада было сложно почитать Эру: род королей-жрецов прервался, последним известным потомком Лютиэн к концу Третьей эпохи оставался Элронд Полуэльф, который, всё-таки, был эльф, а не человек.) И всё же. Проявлять такую последовательность, какую проявляли народы юга и востока Средиземья, можно только при наличии серьёзных причин цивилизационного характера. В наших терминах, это вера.
Мы знаем, что творилось и продолжает творится в нашем мире в треугольнике из христианства, иудаизма и ислама. А все эти религии на словах служат одному и тому же Богу-творцу, который создал человека-Адама, устроил всемирный потоп и явил себя Аврааму. (Мусульмане заодно почитают Иисуса Христа, как пророка Ису, сына Марьям, мир ему и благословение Аллаха - это крайне способствует межрелигиозному диалогу и взаимопониманию!)
В Арде же существуют два глобальных комплекса религиозно-метафизических представлений, которые по отношению друг к другу антагонистичны более, чем зороастризм с благими ахурами/злобными дэвами и индуизм со светлыми дэвами/жестокими асурами. Каждый комплекс постепенно обрастает своим набором легенд, полных трагических поражений, отчаянного мужества в безнадёжной ситуации, чувства общего упадка мира, который уже никогда не будет прежним. И каждый раз находятся новые руки, готовые поднять покачнувшееся знамя Правды.
То есть, вы живёте в каком-нибудь Хараде, и вы знаете, что есть истинный бог Мелькор (или просто Владыка, на разных языках - Мелеко, Мулкхер и т.д.), который создал мир, который ревнив к поклонению и нетерпим к нечестивцам. И есть какие-то мелькоропротивные ублюдки, которые ведут войну с верующими, уничтожают храмы, оскверняют святыни и гасят вечные огни. "Поэтому они по мере своих сил избегали тени Моргота и испытывали ненависть к Саурону. И они нападали на его храмы и его слуг..." (
HoME IX).
И эти гады служат каким-то бессмертным демонам, а их вожаки сами частично демоны. И если попы не врут, то эти самые западные демоны изначально обманули людей, похитив у них дарованное Мелькором бессмертие. Было время, когда Бог ходил среди людей, но люди предали его, поддавшись на лживые посулы демонов, и с тех пор всё плохо.
В Третью эпоху на всё это ложится более сложная и эзотерическая версия учения, вывезенная из Нуменора Людьми Короля - "чёрными нуменорцами". Нуменор был высокоразвитым обществом, поэтому Саурон должен был придумать для придирчивых и образованных нуменорцев что-нибудь особенное, вплоть до концепции множественности миров: "из [Тьмы] был сотворен мир; и Владыка его еще может создать другие миры в дар тем, кто служит ему, так что их могущество будет возрастать беспредельно" (
HoME IX). За пределами нашего мира начинается тьма космоса, но эта тьма - престол Мелькора. Звёзды - это не зажжённые Вардой-Элберет искры, а бесчисленные солнечные системы с мирами, подобными нашему, и всё это бесконечное богатство Мелькор завещает верным своим. Ну и т.д.
Представьте себе, как выглядела бы гибель Нуменора в пересказе "чёрных нуменорцев"!
Правил в Нуменоре Ар-Фаразон, отважный воин, непобедимый полководец и величайший король в истории. Весь мир склонился перед его скипетром, но Ар-Фаразон стремился не к богатству, славе или власти - он искал истину, и он обрёл её на востоке. С юных лет он отвергал старушечьи сказки про валаров, установивших человеку нерушимые границы. Он полагался лишь на разум, потому что разум порождал стратегию, ведущую к победе; разум создавал науки, позволяющие совершенствовать орудия войны и труда; разум познавал принципы, необходимые для управления огромной державой. Но когда он встретил Зигура Великого, Ар-Фаразон прозрел и постиг глубину своего прежнего невежества. Он уверовал всем сердцем. Народ Нуменора отринул ветхие суеверия и последовал за своём любимым королём, в то время как немногочисленные шпионы валаров прятались в тенях и разили оттуда орудием трусов - удавкой, кинжалом и ядом. Их ряды таяли, потому что народ хватал преступников одного за одним, а король и Зигур, окружённые кольцом уверовавших, оставались неуязвимы для измены. Под взглядом Зигура разоблачённые враги короля каялись в своих мерзких преступлениях, и священный огонь забирал их тела, чтобы очистить их души для милосердия Мелькора. Но король не знал, что ядовитая змея зависти и ненависти давно сплела гнездо в сердце Афанузира (Амандила), родича, друга и советника Ар-Фаразона. Афуназир был тайным вожаком заговорщиков. Поняв, что разоблачение неизбежно, он сбежал из Нуменора, уплыв как бы на восток, но затем развернул свой корабль за запад, решив обратиться за помощью к своим заморским хозяевам.
Кто знает, какой была бы история мира, если бы не предательство Афанузира? Но судьбой суждено было ему достигнуть запретных земель заката. Как червь извивался гнусный изменник у ног западных владык, в чертогах валаров. Он рассказывал им о военных приготовлениях, о тайных гаванях и арсеналах. Он трижды предал своего владыку Ар-Фаразона - как подданный, как родич и как друг. Воспроизвелось в предательстве Афанузира изначальное предательство людей, отрёкшихся от Мелькора на рассвете мира. Так умолял он валаров помочь ему завоевать трон Нуменора для себя и своего потомства, и за это обещал залить страну кровью уверовавших, и искоренить веру в Мелькора в Нуменоре и во всём Средиземье. Валары прислушались к нему. Их гнев обрушился на Нуменор молниями, ветром и вихрем злых чар, но народ только сильнее сплотился вокруг своего короля. "Владыки Запада пожелали этой войны. Они ударили первыми; следующий удар будет за нами", повторяли все, как один.
Не было равных флоту, который собрал Ар-Фаразон, и от начала мира не было армии, которая могла бы сравниться с войском нуменорцев, которое отправилось на запад. Мир ещё не видел битвы, подобной той, что сотрясала западный предел в те дни, и не осталось в живых никого, кто мог бы рассказать о её исходе. Но говорят, что король, который не проиграл ни одной битвы, не проиграл и эту, пусть ему и пришлось заплатить за победу самую страшную цену. Он лишился жизни, армии и страны, ибо последним отчаянным ударом валары раскололи морское дно, и Нуменор скрылся в волнах. Вот награда и царство, которое досталось предателю. Но сын его Нимрузир (Элендил), предупреждённый отцом, успел сбежать в Средиземье, проклятый род дал побег, и недостойны люди милостей Мелькора, пока потомки Предателя-Афанузира ходят по земле и дышат одним воздухом с сынами уверовавших.
И разве лживо вернувшееся с ветром предание, что огню и мечу были преданы города Валинора? Что валары дрожали в своих чертогах при звуках нуменорского горна? Что сам Манвэ трусливо отрёкся от самозванно присвоенного титула и бросил оземь свою корону, пытаясь хотя бы такой ценой спастись от гнева людей, которых валары так долго держали в рабстве? Ар-Фаразон расчистил западные пути и сокрушил хрустальный купол небес, открыв людям дорогу к звёздам. Колдовская страна сгинула, как морок, и нет теперь у валаров и тени той силы, что была у них раньше. Лишь горстка слуг осталась у них в подлунном мире. Лицемерные и вероломные эльфы, вечные рабы владык запада, уподобились узникам, которым назначен час казни. Их плоть тает на глазах, и однажды они обратятся в прозрачных духов, которыми и были изначально. Солнце встаёт на востоке, и наступает эра людей.
А ещё говорят, что не умер Ар-Фаразон, но только спит, и вернётся, когда мир будет нуждаться в нём больше всего, и тогда восстанут его солдаты, все до единого, и вновь будут служить своего королю.
И ко всему этому должно ещё прилагаться тайное учение внутреннего круга, идущее от самого Саурона: Ар-Фаразон глупец Эру на самом деле существует, он страшный тиран, который зажал Вселенную в своём кулаке, но простакам об этом говорить нельзя, а то они отчаются. Мелькор был первым духом, который восстал против тирании Эру, все остальные последовали за ним, и т.д. и т.п., в духе люцеферианства: Эру боится людей, поэтому ограничил срок их жизни, ибо в душе людей живёт творческий огонь, вложенный туда Мелькором, а Мелькор и есть Пламя. (Или с уклоном в гностицизм: Эру тупой и ограниченный демиург, большинство разумных существ - бессмысленные куклы, но меньшинство постигших истину представляет собой воплотившихся айнуров, ставших пленниками этого несовершенного мира. Саурон пришёл в Средиземье, чтобы указать избранным путь к освобождению, путь к Мелькору.)
[Вроде как отечественные толкинисты ортодоксального толка пытались переосмыслить "Чёрную книгу Арды", как текст, родившийся в кругах этих самых посвящённых из числа "чёрных нуменорцев". Но для меня ЧКА слишком женский и слишком (пост)советский текст, чтобы я мог воспринимать её в этом качестве.]
***
Так вот, о чём я хотел сказать, пока не отвлёкся?
Представьте, что вам говорят: всё, во что вы верите - ложь. Ваш Бог - это демон, тиран и узурпатор, да к тому же мёртвый демон. А ещё на вашей стороне среди правителей время от времени встречаются бывшие люди (типа назгулов) или вовсе нелюди, власть в целом склонна к авторитаризму, местное самоуправление неразвито, уважение к закону не относится к сильной стороне ваших, да и на улицах сплошная антисанитария. И всё это якобы доказывает, что их сторона права, а вы - нет. А ещё они лучше обращается с захваченными в плен врагами и населением оккупированных территорий (но вы считаете это галимой пропагандой, потому что люди, творящие зло, всегда готовы приписать то же самое зло своим врагам, да ещё добавить сверху). Убедительно?