Внешнее

Aug 21, 2016 23:25

Слишком много объяснений там, где я их не предполагал. Теперь я вижу смутные очертания общей схемы и отшатываюсь от неё в ужасе.

1. Одна из тех вещей, о которых я говорю - это исследование устойчивых ассоциаций автора, в данном случае, Толкиена.

Например, очевидным образом, вода и серебро ассоциировались у автора с благими элементами - вся Арда искажена, но вода и серебро искажены в наименьшей степени. На противоположной оси будут -  должны быть - огонь и золото.

То же самое с почитанием Эру или поклонением Мелькору. Я почитал созданные Толкиеным "человеческие легенды" Средиземья (в девятом томе History of Middle-Earth). Там везде упоминаются "храмы" Мелькора - а противоположностью их у праведных народов выступают не деревья (это, как выяснилось, чисто эльфийская фишка), а священные места на возвышенностях, под открытым небом. "They had no worship but to offer first fruits to Eru on high places" ("У них не было религиозных обрядов, кроме обычая приносить в дар Эру плоды первого урожая на возвышенностях"). Опять же, подчёркивается бескровный характер жертвоприношений "эрупоклонников": "The religion of the Numenoreans was simple. A belief in a Creator of All, Iluvatar. But he is very remote. Still they offered bloodless sacrifice. His temple was the Pillar of Heaven, a high mountain in the centre of the island." ("Религия нуменорцев была проста. Они верили в Творца всего сущего, в Илюватара. Но он очень далеко. Всё же, они приносили ему бескровные жертвы. Его храмом был Небесный Столп, высокая гора в центре острова".)

В ранних версиях Саурон строил храм Мелькора прямо на священной горе, чтобы окончательно её осквернить. Но потом Толкиен это убрал, и появился привычный нам вариант с храмом в центре столицы, священным деревом и т.д.

То есть, оппозиция:

Священное мест на высоком холме или горе под открытым небом (добро) - Храм, как дом божества (зло).

Бескровное подношение даров урожая (добро) - ??? (зло). Поэтому я пишу - "жертвы живых существ". Не всегда человеческие, но всегда кровавые.

***

Или вот, например. Образ мудрого короля-жреца - это позитивный символ для Толкиена, начиная с Владыки Манвэ и кончая Арагорном-Элессаром. А негативный символ, помимо очевидного Тирана - это злой советник при короле. Словами самого автора ("Преображённые мифы", десятый том HoME):

"Остальная история - освобождение Мелкора, которому разрешили посещать Совет [валаров], сидя у ног Манвэ (по образу злых советников позднейших историй; можно сказать, что всё началось именно с этой изначальной модели?)..."

В оригинале:

"The rest of the story, with Melkor's release, and permission to attend the Council sitting at the feet of Manwe (after the pattern of evil counsellors in later tales, which it could be said derive from this primeval model?)..."

Хороший мужик Владыка Манвэ, но в советниках у него Мелькор.

Итак, коварный советник вливает яд своих слов в ухо короля, вот базовая схема победы злых сил: тайная узурпация истинной, дарованной от неба власти зловещей фигурой за троном. Поэтому я написал, что в то время, как почитание Эру, по словам самого Толкиена, держалось на королях-жрецах из святого и трижды благословлённого рода потомков Лютиэн, служители Мелькора чаще выступали в роли жреца при фараоне, визиря при султане, серого кардинала при официальном правителе. Просто потому, что автора завораживал образ "злых советников".

То есть, речь идёт о внешнем взгляде на текст. Чтобы не происходило в выдуманном автором мире, а самая красивая женщина в истории Арды была темноволосой. Потому что она списана с жены автора.

P.S. Таким образом, с точки зрения существующей у автора системы ценностей, благое божество не может нуждаться в кровавых жертвах. А пышные и богатые храмы лишь принижают Творца Вселенной, потому что представляют собой несовершенные творения человеческих рук. Сама природа, то есть, в данном случае, горы и небо - вот истинный храм Творца.

jrrt

Previous post Next post
Up