Надо сказать, что канал, соединяющий Балтику и Эльбу в Германии был. И даже очень давно. И даже целых два.
Первый из них - Эльба-Любекский был построен в далеком 1398 году. Строился он более 7 лет (с 1391-го). Дело в том, что для ганзейских городов была безумно важна люнебургская соль, вопрос о которой мы затрагивали, когда писали начало по "Балтийской луже". Так вот, Любек на тот момент своим конкурентам проигрывал, ибо чтобы попасть в Люнебург, его суда должны были обогнуть Данию и выйти в устье Эльбы, что конечно же было неудобно.
И вот 22 июля 1398 года первые 30 барж с солью из Люнебурга пришли в Любек. Ежегодный оборот составлял примерно 800-1500 барж за навигацию (с мая до конца августа), пропускная способность за сутки - 24-30 барж. За навигацию доставлялось 30-50 тыс. тонн соли.
Вот как он выглядел. Ширина 3-5 метров, глубина от 0.5 до 1 метра.
Но. Было большое НО. Этот канал выходил в самое устье Эльбы, и во время наводнений на реке его затапливало и чуть ли не полностью размывало. Как раз в описываемое нами время, в 1717 году, страшный штормовой прилив на Нижней Эльбе буквально затопил близлежащие области, в том числе сильно пострадал и Гамбург, расположенный на сильно вдающемся в Эльбу мысе на левом берегу. Город очень тяжело оправлялся от стихии, и в результате уступил свое первенство на Эльбе датской Альтоне, которая почти не пострадала от наводнения, потому что была расположена на более высоком правом берегу устья Эльбы.
Альтона и Гамбург, 1700-е годы.
Гамбург, вид как раз из Альтонской крепости.
Был и второй канал, Висмар-Домитцкий, построенный в 1531 году. Он шел от Висмара до Шверинзее (Шверинского озера), далее на Шаальзее (Шаальское озеро), и далее к Эльбе к городу Демитц. Создан он был для того же самого, что и Эльба-Любекский - для вывоза Люнебургской соли в Висмар.
К 1570-м, когда для Ганзы настали трудные времена (приложил к этому положению дел руку в том числе и наш царь Айвен Грозный), канал постепенно пришел в запустение и выглядели некоторые участки примерно вот так:
Дальнейшую жизнь каналу планировал дать Альбрехт Валленштейн. Те, кто читали "Сокрушение Империи", или давние читатели моего ЖЖ
помнят, что Валленштейн решил реанимировать Канал и расширить его, связав Эльбу с Висмаром и Ростоком.
Но планам полководца не суждено было сбыться - Штральзунд не сдался, высадился Густав-Адольф, и все планы были похерены.
По сравнению с Эльба-Любекским каналом Висмар-Демитцкий имел один большой плюс и один большой минус.
Плюс - это то, что в Эльбу он вливался в районе Демитца, то есть за 150 км от устья, и соответственно никакие приливы были ему не страшны. И при желании его можно было добротно построить и пользоваться очень долго.
Минус - это был не речной, а реко-озерный канал, и здесь часть пути баржи преодолевали с помощью лошадей или мулов, а часть - под парусом или на веслах. Не очень удобно.
И именно этот канал Петр и предложил расширить и перестроить герцогу Мекленбургскому в 1717 году, при этом создав на паях капитал с участниками в лице России, герцогства Мекленбург-Шверин, гамбургских банков, а так же взносов висмарских и ростокских купцов (предполагалось так же продлить канал позже и до Ростока). При этом Петр выговорил право, что никакой русский товар по пути из Балтийского в Северное море облагаться ни Мекленбургом ни Гамбургом не будет. Поскольку проект не был реализован из-за смерти Карла XII и резкого охлаждения отношений с Ганновером и Данией, этот план остался только в набросках. Известно, что ширину хотели заложить в 16 метров, а глубину в 2.5 метров. Ширина была выбрана из расчета, чтобы две 200-тонные баржи (ширина 5 метров) могли спокойно разойтись между собой, по обоим сторонам канала планировались брусчатые дороги для лошадей и мулов. Кроме того, данная ширина и глубина позволяла пройти каналом судам до 250 тонн грузовместимости с осадкой в 8 футов (стандартный голландский флейт - 200-250 тонн, ширина 20 футов, осадка 8 футов).
В общем, ничего невозможного не было, если учесть, что Гамбург сильно пострадал в 1717-м и не мог диктовать свои условия, более того - он оказался сам заинтересован в таком канале, ибо после завоевания Бремена и Вердена Ганновером английская немецкая торговля сместилась на Везер, и Гамбург остался не у дел.
Будь построен этот канал - в проигрыше от такого поворота однозначно оказывались бы шведы и западно-германские земли, прежде всего Ганновер. Для самих английских купцов торговать через Эльбу или через Везер - было абсолютно перпендикулярно.