Шведский ответ вышневолоцкой системе каналов

Jun 06, 2015 19:05

Перед тем как осуждать или хвалить Петра - а давайте посмотрим, как строились подобные каналы в других странах, как была организована работа, какова была смертность и т.д.
И тут нам на помощь придет конечно же Карл XII, хотя идея Гёта-канала (Göta kanal) была озвучена еще при Густаве Вазе в 1500-х годах.
Идея была проста - поскольку в Зундах сидели датчане (а во времена Густава Вазы они вообще сидели на обоих берегах), которые собирали там зундскую пошлину (а для непонятливых была выстроена крепость Кронборг недалеко от города Эльсинор, прям на самой оконечности полуострова Зеландия), а это - 1% от стоимости провозимых товаров, мысли о том, как бы не плыть Бельтами, занимали шведов с самого начала правления династии Ваза. Нет, конечно шведам удалось договориться с датчанами в середине XVII века, что, шведские товары пошлинами не облагаются, но хитрожопые соседи начали останавливать шведские корабли и требовать сертификаты на товары, которые могли бы подтвердить их шведское происхождение. Вот везете вы, капитан, пшеницу. А как докажете, что пшеница шведская, а не прибалтийская? Или вот у вас железо - откуда мы можем знать, что оно шведское, а не, скажем, русское? Однако с 1715-го вопрос стал неактуальным, ибо война между Данией и Швецией возобновилась, и швды свою торговлю через Зунды вести не могли.
Вобщем конечно такой порядок дел шведам не нравился. И поэтому еще в 1500-х годах возник хитрый план - прорыть канал из Балтийского моря в Северное, соединив между собой Балтику и Северное море. Место выбрали почти вдоль 58-й параллели - там работы распадались на три участка - Балтийской море - озеро Веттерн, озеро Веттерн - озеро Ваннен, ну и озеро Ваннен - река Гёта (река, на которой стоит шведский город Гетебург).
Ко временам Карла XII первые два участка были реализованы, и оставалось сделать третий, тот, ради чего все строилось уже 200 лет. И вот 18 января 1718 года Карл ставит трем шведским инженерам - Кристоферу Польхему, Даниэлю Фундбергу и Эрику Нордеваллю - разработать и начать строительство сразу трех веток канала, соединяющих озеро Ваннен и реку Гёту. По мысли Карла один рукав должен обслуживать трафик до Гетеборга, второй - от Гетеборга, третий - для военных нужд.
Для строительства той ветки канала, которой руководил Польхем (названа она была Трольхеттам-канал, сейчас одна из веток Гётта-Канала), было выделено 124 солдата, 5 тонн пороха для взрывных работ, так же на близлежащие села была наложена повинность, выделять по 500 человек в неделю на текущее строительство с отплатой - серебряная крона в неделю на человека. Первые 500 крестьян прибыли очень скоро, начались работы, но застопорились через неделю - оплату не привезли, кроме того - удерживали на стройке. Они взбунтовались, отказались идти на работы, и Польхему удалось их заставить работать только угрозой, что в ином случае он отправит их в Финляндию, в Або, сражаться с русскими. Прошла следующая неделя - оплату привезли, но частично, и не серебром, а ассигнациями, что опять побудило крестьян организовать забастовку, но выстрелы солдат поверх голов и по ногам заставили основную массу работать. И все же за три недели людская убыль достигла 50%, и люди понадобились снова. На этот раз крестьян в селах пришлось уже вылавливать, ибо добровольно идти никто не хотел.
Естественно, что с такими методами стройка быстро заглохла, а вскоре началась война с Норвегией, и финансирование строительства было прекращено. Да и сам Карл, пару раз побывав на стройках шведского капитализма, решил, что легче завоевать Норвегию, чем вгрызться в скалы у озера Ваннен. Тем не менее рабочие мерзли в землянках, распускать их никто не собирался, и смертность становилась ужасающей, достигая даже 70 процентов - основными причинами были голод, холод (февраль-март), болезни, истощение организма.
После смерти Карла в 1719 году Ульрика-Эллионора продолжила строительство, но затем резко его свернула в 1720 году, ибо шведская казна была пуста.
Всего к работам было привлечено до 6000 человек, при этом выжили только 2000. Путем ужаснейших усилий удалось пробить 6-км ветку, но до Гёты так и не дошли.


Построили полностью Гёта-канал только в 1832 году, строился он 22 года, с 1810-го, причем на первоначальном этапе (1810-1812 годы) часть его строили русские военнопленные, не выданные Швецией России после войны 1808-1809 годов. Ирония судьбы - но за основу были взяты планы времен Карла XII. Сейчас шведы шутят, что Гёта-канал - это единственное, что Карл сделал для страны. При этом мало кто вспоминает о погибших при его постройке.










Поэтому русским на мой взгляд стоило бы восхищаться и Ладожским и Вышневолоцким каналами, которые мало того, что были разработаны, но и были построены, в отличие от того же Гёта-канала, от замысла до воплощения которого прошло аж 300 лет.
А все это время, пока шли разговоры, Дания собирала по 0.5-1.5 млн. талеров в год, и в эту копилку вносила свою долю и Швеция.

политик, Карл XII

Previous post Next post
Up